КНДР и Россия: братья по санкциям

КНДР и Россия: братья по санкциям

Несмотря на довольно развитое сотрудничество СССР и КНДР в исторической ретроспективе, смена политического режима в России в конце прошлого века привела к значительному ослаблению экономических связей между двумя государствами. Со временем ситуация несколько нормализовалась, в настоящее время главной проблемой развития российско-корейских взаимоотношений можно считать максимально изолированный характер экономической системы КНДР, который делает туманными практически все виды сотрудничества.
Политические отношения между Российской Федерацией и Северной Кореей в девяностые годы XX века можно охарактеризовать как максимально натянутые. Демократический курс главы РФ Бориса Ельцина и его команды не согласовывался с тоталитарным режимом, существующим в КНДР. Охлаждение взаимоотношений сказывалось и на экономических связях. Серьезно пострадали многие межгосударственные проекты, а некоторые и вовсе перестали существовать. Стоит отметить, что на тот момент Россия и Северная Корея активно сотрудничали в области производства аккумуляторов, изготовления магнезитовых огнеупоров, которые обеспечивали значительную часть потребностей металлургии Российской Федерации и текстильной промышленности.

После прихода к власти в России Владимира Путина ситуация несколько изменилась. В 2014 году РФ и КНДР подписали соглашение о списании значительной части корейских долгов перед Российской Федерацией. На тот момент сумма задолженности составляла порядка 11 миллиардов долларов, было принято решение применить к ней скидку 90%, а остаток долга (1,09 миллиардов долларов) должны были быть погашены в течение 20 лет сорока равными полугодовыми платежами.

Выгодное географическое расположение Северной Кореи (КНДР находится практически в самом «сердце» крупного и быстроразвивающегося экономического макрорегиона) определяет ресурсную, торговую и логистическую привлекательность этой страны для Российской Федерации. Особенно заинтересован в сотрудничестве с азиатским государством Дальний Восток РФ. Восточная часть России обладает довольно весомым природно-ресурсным потенциалом, испытывая серьезные проблемы с экспортом добываемых ресурсов и производимой продукции из-за неразвитости необходимой инфраструктуры. В данном вопросе КНДР может сыграть роль своеобразной торговой «площадки», через которую отечественные товары могут попасть на мировой рынок. В настоящее время рассуждать об этом можно только в отрыве это геополитической ситуации. Экономическая система Северной Кореи носит максимально закрытый характер и испытывает на себе сильнейшее санкционное давление, препятствующее развитию экономических взаимоотношений между двумя странами. Командно-административный характер всех бизнес-процессов в КНДР отталкивает российских предпринимателей, которые справедливо считают, что любые экономические операции и финансовые инвестиции в это азиатское государство сопряжены с высокими рисками.

Учитывая все нерыночные явления в экономиках каждой из стран, неудивительно, что основная масса совместных проектов реализуется именно на государственном уровне. Например, в 2014 году российские компании приняли участие в модернизации железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее. Данный проект получил название «Победа», оценочная стоимость его реализации составила 25 миллиардов долларов. Предполагалось, что все финансовые расходы отечественных организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР. В 2108 году появилась информация, что Российская Федерация планирует заняться строительством нового железнодорожного моста, который позволит на порядок сократить дорогу между Дальним Востоком и Северной Кореей. В настоящее время железнодорожное движение между странами осуществляется через Мост Дружбы, который был построен в 1959 году.

Кроме того, довольно серьезное значение для дальнейшего развития двусторонних отношений имеет проект «Хасан–Раджин», который представляет собой использование на территории КНДР транзитных мощностей порта Раджин для перевалки грузов с Транссибирской магистрали по участку железной дороги Хасан/Туманган – Раджин и далее водным путем в Китайскую Народную Республику. Реализация данного проекта позволит решить дефицит перевалочных мощностей, который на данный момент существует на Дальнем Востоке.

Также КНДР рассчитывает на активную поддержку Российской Федерации в строительстве автомобильного моста через реку Туманган (Туманная). Предполагаемая протяженность нового объекта должна составить 830 метров (300 метров – российская часть, 530 метров – северокорейская). Пропускная способность моста рассчитана на 6 миллионов тонн грузов в год. Планировалось, что Северная Корея должна предоставить рабочих и все необходимые строительные материалы, а Россия – необходимое техническое оборудование. К сожалению, воплощению данного проекта в жизнь постоянно мешают различные факторы. Речь идет о финансовой стороне вопроса, санкциях и коронавирусной инфекции.

В 2019 году президент Российской Федерации Владимир Путин встретился во Владивостоке с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Помимо политических вопросов, в ходе двусторонних переговоров обсуждалось и экономическое сотрудничество. Со слов главы РФ, рассматривались проекты, связанные со строительством новых линий электропередач, газопровода и нефтепровода из России в Северную Корею.

Необходимо также подчеркнуть, что на данный момент многим отечественным компаниям стала глубоко безразлична опасность потенциального попадания в санкционные списки Евросоюза или Соединенных Штатов Америки, которая ранее являлась серьезным сдерживающим фактором в экономических контактах российского бизнеса с корейской стороной. В 2016 году Россия присоединилась к беспрецедентно жестким санкциям ООН в отношении КНДР, теперь же наша страна находится в аналогичном положении, практически весь крупный отечественный бизнес испытывает серьезные финансовые ограничения, что предоставляет возможность российским компаниям не обращать внимания на возможный вред от взаимоотношений с Северной Кореей.

В заключение можно отметить, что в перспективе дальнейшее сохранение закрытыми западных рынков для отечественного бизнеса может способствовать дальнейшему повышению интереса к совместным проектам в Северной Корее. Особый интерес для российского бизнеса представляет разработка ресурсных месторождений, сопутствующая модернизация транспортной инфраструктуры и миграция трудовых ресурсов.
  • Автор: Виктор Ануфриев
  • Использованы фотографии: TowerCard/wikimedia.org






Оставить комментарий

Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Введите код:

Top.Mail.Ru