Финляндия: новые реалии

Виталий Лекомцев
Финляндия: новые реалии

Финляндия начала жить в новых реалиях, которые принёсло этому государству его вступление в НАТО. Так, в настоящее время ведётся подготовка двухстороннего соглашения, которое будет регламентировать условия пребывания американских солдат на финской территории.



Американцы намерены прийти в Суоми всерьёз и надолго – и никого не должны вводить в заблуждение формулировки о том, что военный контингент США будет пребывать в Финляндии на условиях «временной ротации». Янки уже резервируют финские территории для размещения своих военных объектов, а местные власти готовы им в этом всячески способствовать.

Сразу после саммита НАТО в Вильнюсе глава США Джо Байден прибыл в Хельсинки, где провёл переговоры со своим тамошним коллегой Саули Ниинистё. В частности, президенты обговорили вопрос о DCA (Defence Cooperation Agreement) – соглашении о военном сотрудничестве между США и Финляндией, которое находится в стадии разработки. Переговоры между Финляндией и США по DCA начались в конце апреля. По информации издания Helsingin Sanomat, работа по соглашению продлится до 2024 года, после чего проект документа передадут на рассмотрение финского парламента. В данном договоре нет ничего уникального. К настоящему моменту США подписали DCA или аналогичные по статусу документы с семнадцатью членами ЕС и НАТО, а также ещё с шестью «трансатлантическими союзниками по обороне», которые не являются членами Евросоюза – в частности, с Норвегией. Помимо Финляндии, Соединенные Штаты в настоящее время ведут переговоры о DCA с Данией и Швецией.


Ориентировочно военное соглашение Вашингтона и Хельсинки будет рассчитано на десять лет – с возможностью его продления. Данное соглашение, как предполагается, позволит американским вооружённым силам беспрепятственно использовать финскую землю для учений и хранения материальных средств.


С американской стороны в переговорную делегацию входят представители Госдепартамента, Пентагона и военнослужащие из подразделений США, дислоцированных в разных странах Европы. По мнению финских экспертов, договор носит «основополагающий характер», так как раньше в Финляндии не размещались войска других государств – за исключением проведения военных учений (Суоми начала сотрудничать с НАТО задолго до своего официального вступления в альянс). «Никогда ещё в мирное время Финляндия не принимала иностранные войска в течение длительных периодов времени», – говорит старший научный сотрудник Финского института международных отношений Иро Сярккя. Теперь, когда, по выражению Сярккя, «все барьеры на пути практического сотрудничества между Финляндией и Соединенными Штатами устраняются», армия США получает возможность действовать по всей Суоми: на суше, на море и в воздухе.

Представитель Министерства иностранных дел Финляндии Микаэль Антелл, который участвует в переговорах о деталях соглашения DCA, в комментарии изданию Helsingin Sanomat пояснил, что данный договор «дополнит» членство Суоми в Североатлантическом альянсе. «DCA позволяет развертывание войск, их пребывание в стране, предварительное хранение военного оборудования и возможные инвестиции в инфраструктуру за счет средств, предоставленных Конгрессом США Пентагону», – говорит Антелл. В качестве примера действия DCA он привел возможное разворачивание на территории Финляндии ангаров для обслуживания истребителей пятого поколения F-35. Вообще, Хельсинки намерен выделить для американцев особые «военные районы», где те смогут построить для своих нужд, например, аэродромы или гавани. Не исключено, что один из таких районов будет отведён для США в Лапландии. Что же касается их количества, то здесь можно ориентироваться на пример Норвегии, согласившейся с тем, что США будут иметь на норвежской земле три аэропорта и одну военно-морскую базу.

Тут нужно понимать, что в Финляндии есть четыре военных аэродрома. Это Тампере-Пирккала, находящийся на юго-западе страны: Тиккакоски – в центре; Рованиеми – у Полярного круга, в 415 км от Мурманска; Куопио – в финской Карелии, в 366 км от Петрозаводска.

Есть вероятность, что американцев заинтересует и полуостров Ханко, находящийся на юго-западной оконечности Финляндии – там в 1940-1941 гг. располагалась стратегически важная база советского ВМФ. На Ханко имеются и взлётно-посадочные полосы, и удобные стоянки для кораблей. В любом случае, следует ожидать повышения активности авиации НАТО вдоль российской границы. Если во времена холодной войны беспокойство СССР на севере причиняли самолеты альянса, базировавшиеся в Норвегии, то теперь истребители, бомбардировщики и штурмовики НАТО получат возможность совершать облёты гораздо большего отрезка российской границы, чем раньше. По факту приём Финляндии в альянс позволил ликвидировать разрыв в «кольце анаконды» – контингенты США и других стран НАТО располагаются и разрастаются в Норвегии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше.


В ответ Россия вынуждена увеличивать количество своих войск, базирующихся в приграничье и воссоздать Ленинградский военный округ. В конце августа финская пресса не без тревоги известила своих читателей о том, что, судя по спутниковым снимкам, Россия перебросила несколько бомбардировщиков на авиабазу Оленья на Кольском полуострове – там находятся самолёты Ту-95, Ту-160, Ан-22 и Ту-22М3.


Однако вполне предсказуемый рост пограничного напряжения не останавливает финские государственные структуры, с увлечением занимающиеся подготовкой соглашения с американцами. Помимо чисто военных аспектов, разработчики DCA готовят детали уголовной юрисдикции для солдат США, которые прибудут в Финляндию, таможенные пошлины для них и практику налогообложения. Соглашение даст американским военным морским и воздушным судам свободу передвижения – как в территориальных водах Финляндии, так и в её воздушном пространстве. «В принципе, операции должны проходить гладко, но суверенитет Финляндии, конечно, также должен уважаться», – говорит Антелл. При этом финский чиновник не скрывает, что у Суоми не будет особых рычагов воздействия на американские войска, что разместятся на её территории. «В принципе, американские войска будут подчиняться своему собственному законодательству, соблюдая при этом финские правила. Большая часть этих правил исходит от НАТО. В некоторых отношениях условия соглашения можно сравнить с дипломатическими льготами – например, по налогу на добавленную стоимость. Отправной точкой является то, что одна страна не платит налоги другой. Важно, чтобы все средства могли быть направлены на оборонное сотрудничество», – сказал он.

Впрочем, как Антелл успокаивает сограждан, «сотрудничество в первую очередь основано на доверии, общении и общих правилах, а также на том факте, что этого хотят обе стороны». Так или иначе, по его словам, США не нацелены принципиально на постоянное присутствие в Финляндии, а готовы отправлять туда свои части на ротационной основе – хотя эти слова нивелируются фактом подготовки американской военной инфраструктуры в Суоми. В то же время представитель финского МИДа подчеркнул, что DCA не касается возможного размещения в Суоми американского ядерного оружия – эти слова позволили финнам облегчённо вздохнуть.

А как ещё, по мнению финнов, углубится сотрудничество Финляндии с США благодаря вступлению Суоми в НАТО? Отвечая на этот вопрос, президент Саули Ниинистё напомнил, что две страны и так были связаны долговременными отношениями в военной сфере. «Оно (членство в НАТО – авт.) их, по крайней мере, формализует. В конце концов, у нас с американцами уже давно и в возрастающей степени налажено достаточно тесное сотрудничество. Конечно, союз означает, что в конечном счете работает пятая статья (устава НАТО – авт.), т.е. один за всех и все за одного», – подчеркнул президент. Впрочем, как подчеркнул Ниинистё, одной только военной сферой взаимодействие двух стран не ограничится. По его словам, «технологическое сотрудничество становится одним из важнейших вопросов безопасности, поскольку искусственный интеллект и квантовые технологии ведут нас к тому, что трудно даже точно предвидеть заранее». Президент Финляндии уточнил, что американцев интересуют финские разработки в области 5g и 6g, которыми, Суоми, конечно же, с радостью готово с ними поделиться.

Недавно финский министр обороны Антти Хяккянен сообщил, что осенью Хельсинки примет решение о том, каким образом страна будет «участвовать в задачах совместной обороны НАТО в мирное время». К «задачам мирного времени» в НАТО относятся, среди прочего, осуществление воздушного патрулирования в разных странах альянса и размещение войск в государствах-членах. «Это может быть воздушная полиция в странах Балтии, Польше, Болгарии, Румынии и, сезонно, в Исландии», – уточнил Хакканен.


Тут ещё нужно отметить, что финские власти практикуют крайне агрессивную риторику в адрес России, на которую они возлагают единоличную вину за фактический разрыв двусторонних отношений – хотя по факту соответствующая инициатива исходила от финской стороны.


Это они начали выдворять российских дипломатов, закрыли границу для россиян и приступили к уничтожению двухстороннего экономического сотрудничества.

22 августа президент Ниинистё выступил на мероприятии «Дни послов», в котором участвовали представители финских дипмиссий в других странах. Глава государства пожаловался, что, мол, «в России создается образ врага из Финляндии». Ниинистё подчеркнул: «Причины и следствия перевернуты с ног на голову. Агрессор превращается в жертву. Угроза и опасность якобы исходят со стороны Финляндии и Запада». Президент Финляндии полагает, что в будущем необходимо готовиться к «различного рода пакостям» от россиян – в первую очередь, к «попыткам гибридного влияния» и кибератакам». Ниинистё подчеркнул, что «нельзя поддаваться на провокации со стороны России».

В свою очередь, министр иностранных дел Элина Валтонен заявила, что, по её мнению, «Россия разрушила двусторонние отношения с Финляндией», и «на политическом уровне отношений больше не существует». Правда, тут же оговорилась, что «в вопросах дипломатии и обеспечения безопасности на границе связь важно поддерживать». Валтонен добавила, что «цель Финляндии – добиться того, чтобы Россия прекратила войну в Украине». Министр предлагает готовиться к разным вариантам: «Летнее восстание ЧВК "Вагнер" показало, что нам необходимо быть готовыми к внезапным поворотам событий. Но одновременно с этим нужно быть готовыми и к тому, что война затянется». Министр подчеркнула, что «Россию необходимо также принудить к выплате контрибуций за разрушения, причиненные в ходе военных действий». Любопытно, что, по мнению Валтонен, Суоми необходимо заодно «уменьшить стратегическую зависимость от Китая».

Конечно, и финны тоже испытывают беспокойство. Политолог Маркку Кангаспуро, возглавляющий Александровский институт (специализирующийся на исследовании России и государств Восточной Европы) при Хельсинкском университете призывает власти своей страны быть настороже. «Россия последовательно заявляла, что за членством Финляндии в НАТО последуют контрмеры. Мы не увидим их ни завтра, ни послезавтра, потому что сейчас для России важнее ситуация на Украине. Однако постепенно они обязательно будут проявляться», – предупреждает Кангаспуро на страницах издания mtvuutiset.fi. С его точки зрения, стратегическая и военная ситуация на восточной границе Финляндии изменилась в любом случае. «Соединенные Штаты также будут присутствовать в Финляндии – ещё предстоит увидеть, как именно. Конечно, это меняет ситуацию с безопасностью для России. Военные всегда просчитывают потенциальные угрозы», – констатирует авторитетный финский эксперт.

Он полагает, что Москва настроена на игру вдолгую. «Приобретение новых систем вооружения, их разработка и производство в больших количествах – длительный процесс. Речь идёт о решениях, которые определяют следующие пять, десять и даже пятнадцать лет. В такой временной перспективе мы, вероятно, и увидим эти российские меры», – отмечает Кангаспуро, добавляя, что усиление напряженности на восточной границе Финляндии «конечно, нежелательно».

 При этом финские политологи считают, что перемен к лучшему в отношениях Москвы и Хельсинки в ближайшие годы ждать не стоит.


«Если представить, что между НАТО, Финляндией и Россией возникнет конфликт, то в худшем случае мы станем полем битвы. Конечно, наш интерес состоит в том, чтобы разъяснять и решать возникающие вопросы. Лучше громко говорить, а не следить друг за другом через прицел», – говорит Кангаспуро.



Это, конечно, вполне разумные слова. Но финскому руководству следовало бы прислушаться к такого рода доводам до того, как оно разменяло многолетний нейтралитет своего государства на членство в антироссийском военном блоке.







Оставить комментарий

Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Введите код:

Top.Mail.Ru