Финляндия хотела войти в НАТО до СВО. Финны тоже мечтают о реванше

Вступление Финляндии в НАТО существенно изменило конфигурацию сил этого агрессивного блока на границах РФ. И сегодня в этой северной соседке России изо всех сил разжигают неистовую русофобскую вакханалию
Северная «Югославия»
Как обычно, и в Финляндии застрельщиком антироссийской кампании тоже выступили «независимые» СМИ. Впрочем, для Суоми нападки на Россию долгое время не были характерны. Имея внеблоковый статус, финны в послевоенные десятилетия получали немалые выгоды от экономического сотрудничества с СССР, а потом — и РФ. Но вероятно, требование глобальных западных игроков сегодня сильнее любого суверенитета и национальных интересов.
Но важно отметить, что русофобия стала нагнетаться в финском обществе не с началом СВО, а значительно раньше.
С 1948 года между Финляндией и СССР действовал Договор о дружбе и добрососедстве (YVA-sopimus). Финляндия получала колоссальные заказы по кораблестроению, включая ледоколы концерна Wärtsilä, до 1952 года выполнявшиеся в рамках репараций, а затем ставшие коммерческими.

Лариса – бывшая советская гражданка, вышедшая замуж за жителя Финляндии. Она рассказывает:

– В Ленинград приезжали тысячи финских туристов, в “Финку” можно было ездить почти как в соцстрану, скажем – Югославию. Финны же Костамукшу строили. Мы также продавали туда свою продукцию, на финских дорогах было полно наших “Жигулей”. Сейчас же местная пропаганда представляет это взаимовыгодное сотрудничество как некие “репарации”, к которым коммунисты якобы принудили Хельсинки после войны.

Высоким был и уровень культурного обмена, и научного сотрудничества. С 1985 года в СССР и Республике Финляндия проводились совместные празднества и конференции, посвященные народному эпическому произведению “Калевала”.

Экономическое сотрудничество продолжилось и после развала СССР, в 1992 году договор между Финляндией и РФ был перезаключен. Например, финские корпорации SKANSKA, DESTIA и другие имели выгодные строительные и геодезические подряды в РФ вплоть до Сочинской олимпиады включительно, а “Росатом” – получил контракт на сооружение в Финляндии новой АЭС (ныне этот проект – прекращен). Первую же АЭС в Финляндии в Ловииса советские атомщики построили еще в 1971-1977 году, до сих пор она дает 10 % всей электроэнергии страны. Даже волостные общества потомков граждан Финляндии, переселенных с территорий, отошедших к СССР после 1940 года, не выказывали еще недавно никакой враждебности, а сотрудничали с местными администрациями РФ в Питкярантском и Лахденпохском районах республики Карелия и на Карельском перешейке в Ленинградской области.

Первый звонок раздался в связи со строительством “Северного потока-1” в 2007 году. Тогда словно по чьей-то команде началась “зеленая” кампания против сооружения этого газопровода – якобы он сильно повредит балтийской нерпе. Одновременно в Финляндии резко усилилась поддержка российской либеральной оппозиции и террористов на Северном Кавказе.

Затем грянул “Евромайдан”, и именно связанные с ним события и стали водоразделом между старой, дружественной России Финляндией – и новой страной НАТО.

“Нам словно в душу наплевали…”

С началом “ЕвроМайдана” в Киеве в финляндских СМИ царила просто эйфория по поводу всего происходящего в Киеве. А уже в 2014 году был заключен договор о сотрудничестве с НАТО. Согласно этому соглашению о “стране-хостере”, Финляндия брала на себя обязательства принимать у себя силы Североатлантического альянса, включая американские авианосцы с ядерным оружием. Характерно, что этот договор о взаимодействии с НАТО был принят без утверждения парламентом. Но со стороны РФ сотрудничество с Финляндией продолжалось.

Характерно, что министр иностранных дел Туомия и министр обороны Хугланд тогда заявили, что этот договор “о принимающей стране” приближает Финляндию к НАТО. И это тоже вполне красноречиво говорит о том, что курс на присоединение к Североатлантическому альянсу был взят уже давно, просто сейчас его стали оправдывать событиями в Украине.

Наша собеседница делится следующими впечатлениями:

– С этого момента вся информационная повестка по России в финских СМИ стала полностью совпадать с украинским официозом. До такой степени, что финские газеты и сайты можно было не читать – достаточно было просмотреть украинские ресурсы или “Новую газету”. А еще в 2014 году на улице, случалось, за русскую речь чуть не били. Бабушки переселенки из Эстонии жаловались: приходишь в воскресенье в евангелическую церковь или к пятидесятникам за благотворительными продуктами – а там на всю стену “пастор” Турчинов. Правда, сегодня проблема с русской речью снята – ведь подавляющее большинство украинских беженцев тоже гвоорит по-русски.

Также в 2014 году в Финляндии активизировал свою работу т.н. “Медиапул” при “Антикризисном центре”. Это очень непрозрачная государственная структура, находящаяся вне поля парламентского и общественного контроля. Ряд левых интернет-самиздатовских ресурсов связывают Антикризисный центр с ЦРУ.

Все это время русофобия в финском официозе продолжала расти, как на дрожжах. Так, в 2009 году в Суоми с помпой отмечали 200 лет финской государственности – Великое Княжество Финляндское было провозглашено в 1809 году во главе с Александром I. И тогда никто не протестовал против этого исторического факта.

Но вот следующий юбилей, 100 лет независимости, отмечали в 2017 году уже под знаком ярой неприязни к России. А гражданскую войну в Финляндии, когда были казнены или погибли в концлагерях до 20 тысяч “красных” (и это только по официальным оценкам) вновь стали называть “освободительной войной” (Vapaussota) – как во времена Маннергейма.

Также сегодня в Финляндии всячески прославляются националистические “шюцкоры” (охранные корпуса, финская “белая гвардия”), печально известные в свое время своим националистическим и антисоветским террором.

С того же 2017 года в Финляндии начинается кампания по выявлению “путинских агентов” в социальных сетях и в обществе. Все, кто хоть минимально критиковал НАТО, выступал против этого блока и войны даже с позиций чистого пацифизма, пытался напомнить о мирных гражданах, погибающих на Донбассе – автоматически записывался в “путинские тролли”.

Все люди с собственным взглядом на события в Украине, не совпадающим хоть в чем-то с киевским официозом – травились и подлежали пресловутой “отмене”. Одним из лидеров кампании по выявлению “путинских агентов” стала журналистка модельной внешности Йессика Аро.

Когда же ее оппоненты обнародовали официальные данные о том, что красавица – “борец с троллями” была в свое время уличена в хранении тяжелых наркотиков, разоблачителей привлекли к судебной ответственности “за клевету”, назначив реальные тюремные сроки.

А к Рождеству 2021 года был выпущен документальный телесериал “Финляндия времен холодной войны” прозаика-детективщика Яри Терво и сценаристки Марью Вилкко, в котором в негативном свете подавались прежние советско-финляндские дружественные отношения. Т.н. “финляндизация” представлялась как пример унизительной практики. В сериале показывается, как финнов якобы всячески унижали в СССР, даже на бытовом уровне – ненавидели в гостиницах и магазинах, задерживали и доставляли в КГБ. Бывшая петербурженка Елена говорит:

– Я хорошо помню, как радушно относились к гостям из Суоми мои родители, как встречали с традиционным советским гостеприимством, какие столы им накрывали. После просмотра этого сериала у меня было ощущение, что нам в душу наплевали.

Все происходящее сейчас в Финляндии напоминает аналогичные события в Прибалтике. При этом некоторые эксперты синхронизируют эскалацию русофобии в Финляндии, и фактически развертывание кампании с элементами психологической войны – с созданием Антикризисного центра. Но достоверно о деятельности этой организации – мало что известно. Также некоторые левые общественные деятели Финляндии сообщают и о возможном существовании некоего общебалтийского регионального “Антикризисного центра”.

На левом фланге НАТО

Но вот что особенно интересно – решение о вступлении в НАТО Финляндии было принято еще до начала СВО. События развивались следующим образом. Еще 10 декабря 2021 года финляндский парламент (Эдускунта) утвердила предложение экспертной группы Минобороны закупить новые многоцелевые истребители НХ в количестве 64 вместо устаревших F/A-18C Hornet .

Предрождественскому “самолетному” голосованию еще с 2019 года предшествовала нешуточная дискуссия. Потому что цена сделки была в 10 миллиардов евро (называлась и сумма в 40 миллиардов), что являлось одной из крупнейших военных закупок в Финляндии .

Но для массового сознания усиленно рисовались картины вторжения в Финляндию армады российских танков. И внушалось, что спастись от них можно – только купив новые самолеты. Робкие возражения пацифистов из левого лагеря о том, что заключать такие дорогостоящие сделки при внушительном внешнем долге неразумно – были легко блокированы с помощью компании по борьбе с теми же “путинскими троллями”. И контракт был заключен.

А 6 декабря 2021 года, на День независимости, президент Финляндии Саули Ниинистё заявил о том, что Финляндия вступит в НАТО. Характерно, что это заявление о намерении Суоми вступить в НАТО прозвучало раньше, чем Россия 15 декабря официально передала Западу свои требования о гарантиях безопасности.

С началом же СВО жизнь россиян в Финляндии стала сопровождаться беспрецедентным психологическим давлением. Очевидцы рассказывают, что после 24 февраля на улице к ним постоянно подходили знакомые финны и говорили: “Осуди! Ты уже отказался от гражданства? А идешь ли на митинг в поддержку Украины?” Предлагали и публично сжечь российский паспорт.

В то время началось демонстративное сожжение продуктов с русскоязычными надписями на этикетках или расфасованных в РФ, а АЗС “Лукойл” – стали мазать краской. Также 70 городов в Финляндии разорвали отношения с городами-побратимами в РФ.

После начала СВО в результате хакерской атаки произошла блокировка карточек “Сбербанка”. Госсовет запретил прием свифт-переводов из российских подсанкционных банков в марте 2022 , при этом некоторые финские политики долго находились в составе совета директоров “Cбербанка”. Так, бывший премьер-министр Эско Ахо не хотел уходить оттуда вплоть до конца января 2023 года.

Что касается политических партий в целом, то они – от правых до левых, сегодня единодушны в своей поддержке Украины. Но на левом фланге все же не так все однозначно.

Тут долгое время имело место и негативное отношение к НАТО, и несколько отличное от западного мейнстрима – восприятие событий в Украине. Так, партия “Левый союз” всегда была против вступления Финляндии в НАТО. Во время “исторического” голосования в парламенте за вступление в НАТО в мае 2022 из 8 депутатов, проголосовавших против, 6-ть принадлежали к “Левому союзу”.

Еще один антинатовский голос был от депутата новообразованной партии “Власть принадлежит народу”, и один – от диссидента внутри правопопулисткой партии “Истинные финны”. Кстати, сегодня эта партия входит в правящую коалицию с партией “Кокоомус” (“Коалиционная партия”) и также занимает жесткую позицию поддержки режима Банковой.

Также “Левый союз” и партия “зеленые” издают газету Voima, которая бесплатно распространяется большим тиражом. В ней хоть и изредка, но все же можно найти упоминания и о жертвах среди мирного населения Донбасса, и о нарушениях ВСУ обычаев войны.

Еще более противоречивая позиция свойственна некоторым пацифистским НПО. В частности, организация “Защитники мира” (Rauhanpuolustajat), в прошлом активно протестовавшая против войны в Ираке – ныне поддерживает Украину. Активист Теему Мантипуро выступал в свое время с критикой договора Финляндии с НАТО, сейчас – участвует в проукраинских митингах, но одновременно – говорит и военных преступления киевского режима c этой единственно возможной трибуны. Также ветеран антивоенного движения Кирсти Эра, протестовавшая против закупки новых самолетов для финских ВВС, с весны 2022 года присутствует на митингах в поддержку Украины

А вот финская партия “Зеленые”, входившая до последних выборов в правящую “самую левую коалицию”, является авангардом проНАТОвских партий.

Откровенно против поддержки режима Банковой публично выступает только группа ветеранов левого движения. Среди них – экс-депутат от СДП Микко Эло, писатель и журналист Кари Арвола, учившийся в 80-х годах в Москве, и другие члены общественной организации NAAPURISEURA (“Соседский кружок”).

Завалы на лесных дорогах, депортация и визовые ограничения

Сегодня нагнетание русофобии в финских СМИ – продолжается. При этом все лето муссировалась тема Белоруссии и якобы предстоящего из нее вторжения ЧВК “Вагнер” в Сувалкский коридор между Польшей и Литвой. Огромный резонанс был придан и смерти финского добровольца в Украине.

Ныне на щит также активно поднимается тема прошлых войн с финской Красной Гвардией в 1918 году и с Красной Армией в 1940-х. Например, с гордостью сообщается о том, что ВСУ якобы переняла тактику завалов и засад на лесных дорогах (Motti) – от финских стрелков времен “зимней войны” и “войны продолжения” (1941-1944).

А еще, для патриотического воодушевления, в последнее время активно внедряется не соответствующий историческим фактам тезис о том, что Финляндия якобы не проиграла ни одной войны. О “победе” Финляндии в войне с СССР в частности прямо заявляла недавняя премьерка Санна Марин, пытаясь воодушевить этим “примером” Зеленского.

Сегодня между Финляндией и Россий отсутствует железнодорожное сообщение, которое так и не было восстановлено после пандемии, действуют только автобусные маршруты. Для россиян также существуют ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров через границу.

Из РФ запрещено провозить продукты, алкоголь и табачные изделия. Так, если раньше можно было везти с собой 10 пачек сигарет, то сейчас – ни одной. Но запрещен и вывоз товаров из Финляндии – на сумму свыше 300 евро. Говорят, что в связи с этим были случаи, когда финские таможенники снимали с плеч россиянок дорогие брендовые сумки.

Большой скандал вызвала в Финляндии история с прибывшим туда участником СВО из России Яном Петровским-Торденом. После чего в финских СМИ прошла очередная “страшилка” о том, что из-за предполагаемой выдачи задержанного россиянина Украине теперь в РФ станут “похищать финских дипломатов”.

Говорят также, что после этого финская полиция государственной безопасности SUPO будет более тщательно координироваться с пограничной службой, а все имеющие российское либо двойное гражданство лица – более тщательно проверяться. SUPO также считает, что отказ в выдаче виз россиянам привел к тому, что количество ” кадровых российских разведчиков” сократилось вдвое.

И из самого последнего – на семинаре под эгидой бывшего министра иностранных дел, ныне депутата от “зеленых” и кандидата в президенты Пекки Хаависто прозвучало предложение о депортации из Финляндии лиц, не отказавшихся от российского гражданства. Высылка может коснуться прежде всего 40 тысяч человек, имеющих двойное, финское и российское, гражданство.

Правда, есть и обратная тенденция. На днях визовые центры Суоми возобновили выдачу виз гражданам России. Говорит ли это, что в Хельсинки все же укрепились позиции “партии мира”? Или только о том, что финская экономика несет немалые потери из-за отсутствия российских туристов? Убытки же финских компаний из-за присоединения к санкциям и ухода с российского рынка составили до 4 миллиардов евро.

Разорвано не только российско-финское экономическое и культурное сотрудничество, но даже взаимодействие в правоохранительной сфере. На сегодня, в порядке исключения, проводится только одно совместное уголовное расследование – об исчезновении (убийстве) гражданки РФ Юлии Середенко в Коувола в 2013 году, и то только потому, что это произошло до присоединения Крыма.

Но договор о добрососедстве, заключенный между РФ еще в 1992 году – все же еще не отменен. И хочется надеется, что логика здравомыслия и сотрудничества, рано или поздно, но все же возобладает в стране Суоми.

Георгий Василевский


Источник новости: https://ukraina.ru/20230904/1049133500.html






Оставить комментарий

Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Введите код:

Top.Mail.Ru