А в Германии бизнес вновь взбунтовался против политиков. Руководство крупнейшей энергетической компании ФРГ — E.ON SE задумалось о восстановлении «Северного потока». В том числе обсуждаются варианты, как это сделать самостоятельно. Такие планы идут вразрез с официальной позицией правительства Олафа Шольца. Похоже, что в Германии грядёт новый этап противостояния между бизнесом и политиками. И чем он закончится — пока не ясно.
«РУССКИЙ ГАЗ, ИДИ…»
Ну, не совсем, конечно, так, но по сути — именно в этом ключе высказались власти ФРГ по поводу возможности ремонта повреждённых труб «Северного потока» в апреле этого года. Премьер-министр Саксонии, член правящей партии ХДС, Михаэль Кречмер тогда высказался крайне высокомерно. Он фактически выдвинул ультиматум, или Российская Федерация за свой счёт ремонтирует линии «Северного Потока», или российский газ более не найдёт сбыта в Европе. Именно так и заявил:
«- Если ремонт не начнется прямо сейчас, российский газ перестанет быть для нас оптимальным вариантом. Русским тоже выгодно, чтобы их газ поставлялся в другие страны, и если проблема не будет решена, то мы можем выбрать и других поставщиков«.
Даже тогда подобное заявление выглядело сущим хамством, а уж сейчас, когда американский журналист Сеймур Херш «засветил» в своём материале на платформе Substack информацию о том, что американское правительство заблаговременно оповестило канцлера Германии Олафа Шольца о предстоящей диверсии на «Северных потоках», апрельский выпендрёж немецких политиков выглядит уже запредельным цинизмом.
Да, разумеется, Шольц, хоть и «Обиженная ливерная колбаса», но не дурак, и хамлу-Кречмеру мог ничего и не рассказывать. Однако Кречмер, будучи видным функционером ХДС — не отсебятину нёс, а высказывал позицию своей партии. Так что «за базар» Шольцу отвечать — всё равно.
«- Техническая возможность отремонтировать «Северный поток» есть, но, к сожалению, процесс восстановления поврежденных участков не такой быстрый и простой. Нам нужно время и достаточное количество ресурсов, чтобы справиться с этой задачей. Однако мы гарантируем, что будем делать все возможное для восстановления работоспособности газопровода…»
В переводе с русского на понятный: «отремонтировать трубу мы можем, но когда именно мы это сделаем, решать будем только мы». В общем, пришёл в ФРГ ехидный литовский мальчик Натес Обломайтес.
И вот, наконец, в момент, когда стало очевидно, что все попытки найти альтернативу российского газа для Германии характеризуются тремя словами: «мало и дорого», и, если отопить население у правительства ФРГ ещё может и получится, то для промышленности газа уже не хватит, своё слово сказал немецкий бизнес.
ГЕШЕФТЫ — ВРОЗЬ
Нужно сказать, что за последние пару десятилетий в Германии сложилась уникальная в истории ситуация: в кои-то веки промышленники и бизнес практически «выключены» из политических схем. То есть «выключены» не все промышленники и бизнесмены, а исключительно — немецкие. Такого абсурда не было даже после I Мировой войны, когда в Германии формировался нацизм.
О промышленной рецессии в Германии говорят давно, но… Но оценивают её, как правило, в краткосрочной ретроспективе. Например, когда «в дупель» прозападный Forbes в мае вынужден был, кряхтя и почёсываясь во всех местах, признать наличие рецессии, то а). он объявил, что рецессия «первая с начала пандемии» (будто не было в экономике Германии спадов и ранее); б). подчеркнул, что рецессия характеризуется незначительным спадом производства: всего-то в 0,3% с начала года. Дьявол крылся в деталях. Начиная с марта 2022 года начался процесс вывода из Европы производственных мощностей. Об этом писали все, но не все вспоминали, что процесс это — не сиюминутный. И сейчас Европа в целом и Германия в частности, подошла к «точке обвала», когда выведено всё, что можно было вывести без подготовки (и уволены все, кого можно было уволить сразу), и завершилась подготовка к выводу тех производственных мощностей и активов, которые сразу вывести было нельзя. А теперь — можно.
Не даром за какие-то месяц-полтора в Германии производство упало ещё как минимум на 1,5% по данным агентства Bloomberg. Во Франции и Испании — та же история. Основные причины — энергетический кризис, вызванный санкциями и упоротой спесью немецких политиков, а также — мигрантский кризис, спровоцированный с 2015 года не без участия руководства ЕС и американских «партнёров». Ирония судьбы в том, что правящие политики промышленников — не слышат.
Да, глава парламентской фракции «Альтернатива для Германии» Антон Барон пытается достучаться до руководства страны, чтобы изменить политику, отменить «зелёную повестку» (плавно приближающую мир «Зелёного сойлента» — кто не видел фильм — посмотрите: ужасающее предсказание в Европе уже начало сбываться…) и попытаться восстановить отношения с Россией. Но его предсказуемо не слышат.
Но ладно, что не слушают представителя «АдГ»: эта партия для Шольца и правящей «элиты» — что шило в мягком. Ирония судьбы в том, что руководство Германии не слушает промышленников, которые формируют бюджет страны, обеспечивают рабочие места и в целом формируют вектор развития национальной экономики. Создаётся устойчивое впечатление, что нынешние элиты Германии не просто «легли» под США, они полностью отделены от Германии СИСТЕМНО. То есть — являются наёмными работниками некоей наднациональной структуры (хотя… почему «некоей»?).
Поэтому неудивительно, что на определённом этапе экономическая система Германии может попытаться жить и развиваться, не опираясь на политический истеблишмент. И если ей это удастся… то Германия повторит путь с 1925 по 1933 год. Правда, в том случае к власти пришёл Гитлер. Кто покажется предпочтительнее нынешней экономической элите… пока рано гадать.
Но экономическая элита, похоже, делает первые шаги. Финансовый директор крупнейшей энергетической компании ФРГ — E.ON.SE, Марк Шпикер уже анонсировал попытку своей компании своими силами провести осушение и ремонт повреждённых трубопроводов. Это заявление прямо противоположно ранее сделанным анонсам выхода E.ON из консорциума управления трубопроводом Nord Stream AG, в котором E.ON.SE владеет 15,5% акций. Более того, Шпикер заявляет о предполагаемом удешевлении тарифов на газ для рядовых потребителей.
Если по отдельности заявления Марка Шпикера можно оценить двояко, то в сочетании они затрагивают следующие вопросы.
Во-первых, ремонт трубопровода в перспективе делает возможным возобновление договора о поставках газа из России немедленно после смены политического курса. Шпикер — бизнес-волчара большой хищности и не станет вкладывать средства (а тем более — анонсировать их вкладывание) в предприятие, реализацию которого он не видит в обозримом будущем.
Во-вторых, потенциальное восстановление «Северного потока» делает E.ON.SE деятельным флагманом развития немецкой промышленности. Фактически, Шпикер готов «сесть на трубу», то есть — взять на себя распределение газа по потребителям САМОСТОЯТЕЛЬНО, не оглядываясь на политиков. На фоне панических заявлений главного экономиста Союза машиностроителей Германии (VDMA) Ральфа Вичерса о грядущей рецессии, явно что E.ON.SE намерена претендовать на статус «спасителя немецкого бизнеса». Тем более, что E.ON.SE заявляет о готовности организовать ЗАЩИТУ трубопровода. А вот это уже заявление — вызов политическому аппарату ФРГ. Повторимся, E.ON.SE — зверь крупный и зубастый и пустыми словами не разбрасывается.
Ну и в-третьих, Шпикер делает реверанс в сторону «маленького немца», обещая сократить тарифы на 18-21% от тарифов прошлого года. В случае своего успеха, разумеется. Это уже чистой воды политический шаг. E.ON.SE начинает завоёвывать электорат.
Что в сухом остатке?
За E.ON.SE, безусловно, стоят политические силы. И это — не те, кто сейчас у власти. Это — те, кто к власти придти намерен. Без сомнения, руководство E.ON.SE — выразитель интересов крупного национального капитала Германии, которому абсолютно не в интересах уходить под «чужое крыло». По сути дела, ситуация, как уже говорилось выше, близка к повторению того, что сложилось во времена Веймарской республики. Необходимо следить за тем, какую партию или партии эти силы выберут в качестве своего представителей. В лучшем случае это будет кто-то достаточно адекватный вроде «Альтернативы для Германии» и тогда у РФ будет возможность наладить конструктивный диалог с новой политической элитой (при условии, что она победит, разумеется). Но возможен и вариант продвижения к власти крайних правых. И вот здесь ситуация может изрядно осложниться. Всё-таки гитлеровская «Mein Kampf» (запрещена на территории РФ — прим. авт.) в Германии — весьма популярная книга.
В любом случае, мы наблюдаем зарождение и, возможно, уже наступление стадии обострения конфликта между национальным капиталом Германии и компрадорской группой проамериканских политиков, находящихся у власти.
Возможно, это первые звоночки начинающейся общеевропейской бури, направленной против американского владычества, к которой подключились реальные силы, готовые идти напролом и до конца.
А хотелось бы…
Эдуард Стормберг