Эскалация в Израиле может повлечь за собой цепную реакцию. У палестинцев в такой войне нет никаких шансов, ведь они не могут уничтожить Израиль или нанести ему существенное военное поражение.
Но и у Израиля не за что сражаться. Палестина формально это территория Израиля, которую он не контролирует и контролировать не сможет ни при каких обстоятельствах. Физически уничтожить всех палестинцев также невозможно.
Если бы мы находились в иной международной ситуации, то палестинцы могли бы рассчитывать на сострадание левого международного сообщества, но во главе США неоконсерваторы и глобалисты. Им точно не до палестинцев. Хотя и националистическая политика Израиля им не слишком близка.
Но именно цепная реакция — и прежде всего поведение исламских государств (прежде всего Ирана, Турции, Саудовской Аравии, других стран Залива и Египта) — вот что может здесь стать логическим продолжением. По крайней мере, это могли иметь в виду стратеги ХАМАСа, решившись начать конфликт.
Многополярность укрепляется, интенсивность западной гегемонии в странах коллективного Не-Запада ослабевает. Союзники Запада в исламском мире — прежде всего Турция и саудиты — не следуют автоматически за каждым приказом Вашингтона. Вот в данной ситуации исламский полюс, недавно демонстративно примкнувший к БРИКС, и пройдет свое испытание.
Конечно, конфликт может расшириться и на иные территории. Не исключено втягивание в него Ирана и Хезболлы, а значит, потенциальный перенос военных действий на территории Ливана и Сирии. Да и в самом Израиле хватает палестинцев, которые евреев ненавидят лютой ненавистью. Все это может иметь непредсказуемые последствия.
На мой взгляд, США и глобалисты постараются сейчас все погасить, так как ничего хорошего они из дальнейшей эскалации получить не могут.
Да и еще: аналогии между сепаратизмом, иррединтизмом и т.д. в разных регионах мира более не действуют. Запад признает и территориальное единство, и право народов на сецессию всегда, когда ему это выгодно. И не признает, когда не выгодно. Никаких правил. По сути, и нам надо также к этому относиться (впрочем, мы так и относимся). Что нам выгодно, то и правильно.
В израильско-палестинском конфликте России трудно — по крайней мере пока — выбрать только одну сторону. Есть за и против в любой конфигурации. С палестинцами старые связи и они, конечно, жертвы. Но правый фланг Израиля тоже стремится проводить нейтрально-дружественную политику в отношении России. И этим он отклоняется от дикой и однозначной русофобии коллективного Запада.
Теперь многое будет зависеть от того, как будут развертываться дальнейшие события.
Да, и конечно, не следует упускать из виду эсхатологическое измерение событий. Палестинцы назвали свою операцию «Буря Аль-Аксы», то есть снова нарастает напряжение вокруг Иерусалима и мессианских (для Израиля) горизонтов возведения на Храмовой горое Третьего Храма (что невозможно без сноса мечети Аль-Акса, важной святыни мусульман). Палестинцы пытаются зажечь эсхатологическую чувствительность мусульман — как шиитов, всегда более чутких к этому, так и суннитов (ведь и им не чужды мотивы Конца Света и финальной битвы). Израиль и сионизм для мусульман — это Дадджал.
До какой степени это серьезно, скоро увидим. Но в любом случае ясно, что тот, кто игнорирует эсхатологию, тот ничего не поймет в современной большой политике. И не только на Ближнем Востоке, хотя там это нагляднее всего.
Автор — философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова