Запад пытается переосмыслить стратегию по Украине
Эту статью в Foreign Affairs можно считать редакторской, так как один из авторов Ричард Хаас - владелец журнала. Статья называется "Переосмысление успеха в Украине", где предлагаются иные варианты развития событий по Украине, кроме как ведение ей боевых действий.
Контрнаступление Украины, похоже, застопорилось, точно так же, как дождливая и холодная погода подводит итог второму сезону боевых действий в попытке Киева вернуть утраченные территории. В то же время политическая готовность продолжать оказывать военную и экономическую поддержку Украине начала ослабевать как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Эти обстоятельства требуют всеобъемлющей переоценки текущей стратегии, которой придерживаются Украина и ее партнеры.
Такая переоценка раскрывает неприятную правду, а именно, что Украина и Запад находятся на неустойчивой траектории, характеризующейся вопиющим несоответствием между целями и доступными средствами. Военные цели Киева — изгнание российских войск с украинской земли и полное восстановление ее территориальной целостности, включая Крым, — остаются юридически и политически неоспоримыми. Но стратегически они недосягаемы, безусловно, в ближайшем будущем и, вполне возможно, за его пределами.
Вашингтону пришло время возглавить усилия по выработке новой политики, которая устанавливает достижимые цели и согласовывает средства и цели. Соединенные Штаты должны начать консультации с Украиной и ее европейскими партнерами по стратегии, основанной на готовности Украины вести переговоры о прекращении огня с Россией и одновременно переключить свой военный акцент с наступления на оборону. Киев не откажется от восстановления территориальной целостности или привлечения России к экономической и юридической ответственности, но он признает, что его краткосрочные приоритеты должны сместиться с попыток освободить больше территории на защиту и восстановление более 80 процентов территории страны, которая все еще находится под его контролем.
Россия вполне может отклонить предложение Украины о прекращении огня. Но даже если Кремль проявит непримиримость, переход Украины от наступления к обороне ограничит продолжающиеся потери ее солдат, позволит направить больше ресурсов на долгосрочную оборону и восстановление и укрепит поддержку Запада, продемонстрировав, что у Киева есть работоспособная стратегия, направленная на достижимые цели. В долгосрочной перспективе этот стратегический поворот дал бы понять России, что она не может просто надеяться пережить Украину и готовность Запада поддержать ее. Осознание этого может в конечном итоге убедить Москву перейти с поля боя за стол переговоров — шаг, который был бы в конечном счете выгоден Украине, поскольку дипломатия предлагает наиболее реалистичный путь прекращения не только войны, но и, в долгосрочной перспективе, российского контроля украинской территории.
ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ
Текущая ситуация на поле боя дает картину "стакан наполовину полон, стакан наполовину пуст". С одной стороны, Украина продемонстрировала ошеломляющую решимость и мастерство, не только отвергнув попытку России подчинить ее, но и вернув часть своей территории. С другой стороны, огромные человеческие и экономические издержки войны и реальность того, что России удалось, по крайней мере на данный момент, применить силу для удержания значительной части территории страны. Несмотря на широко разрекламированное контрнаступление Украины, Россия фактически приобрела больше территории в течение 2023 года, чем Украина. В целом, ни одна из сторон не добилась значительных успехов. Украинские и российские силы фактически прекратили борьбу: возникла патовая ситуация.
Что же тогда делать? Один из вариантов для Запада - продолжать делать то же самое, продолжая поставлять огромное количество вооружений Украине в надежде, что это позволит его силам в конечном итоге победить российские. Проблема в том, что украинские военные не проявляют никаких признаков того, что они способны прорвать мощную оборону России, независимо от того, как долго и упорно они сражаются. Оборона, как правило, имеет преимущество перед наступлением, и российские войска окопались за километрами минных полей, траншей, ловушек и укреплений. Запад может направить больше танков, ракет дальнего радиуса действия и, в конечном счете, истребителей F-16. Но нет серебряной пули, способной переломить ситуацию на поле боя. Как недавно признал Валерий Залужный, высокопоставленный украинский генерал, “Скорее всего, глубокого и красивого прорыва не будет”. Мы находимся там, где находимся, на поле боя в Украине, и то, где мы находимся, выглядит в лучшем случае как дорогостоящий тупик.
Время будет не на стороне Украины, если война высокой интенсивности затянется на неопределенный срок. Экономика России и ее оборонно-промышленная база переведены на военный лад. Москва также импортирует оружие из Северной Кореи и Ирана и имеет доступ к потребительским товарам, содержащим технологии, которые она может использовать в военных целях. Если России потребуется усилить свое военное присутствие на Украине, у нее есть большой резерв человеческой силы, который можно использовать. Россия также нашла новые рынки для своих энергоносителей, в то время как санкции оказали лишь незначительное влияние на российскую экономику. Путин выглядит политически уверенным и контролирует все рычаги власти, от военных и служб безопасности до средств массовой информации и общественного мнения.
Тем временем в Украине продолжают гибнуть значительные количества как солдат, так и гражданских лиц, военные сжигают свои запасы оружия, а экономика сократилась примерно на треть (хотя и начинает демонстрировать признаки роста). Среди западных сторонников Украины усталость от Украины начинает сказываться на их готовности продолжать оказывать поддержку Киеву. Соединенные Штаты по-прежнему играют центральную роль в предоставлении западной помощи Украине, но в Республиканской партии растет оппозиция предоставлению значительных объемов дальнейшей помощи, что пока препятствует запросам администрации Байдена о новом финансировании. Ведущий претендент на пост президента от республиканской партии, бывший президент Дональд Трамп, в прошлом был на стороне России и дистанцировался от партнеров Соединенных Штатов, включая Украину. Тот факт, что Трамп опережает Байдена на выборах в ключевых штатах, только усиливает неопределенность относительно траектории политики США. Неуверенность в поддержке Украины со стороны США усилит неуверенность в Европе, где один из членов ЕС, Словакия, уже решила прекратить предоставление военной помощи Киеву.
Нападение ХАМАСА на Израиль 7 октября и последовавший за ним конфликт в Газе также привлекли внимание всего мира, отодвинув войну на Украине на второй план. Проблема не только в том, что Вашингтон отвлечен новой войной, вооруженные силы США располагают лишь ограниченными ресурсами, а оборонно-промышленная база США имеет слишком ограниченные производственные мощности. Соединенные Штаты на пределе возможностей, поскольку они поддерживают двух партнеров, вовлеченных в горячие войны. Оборонные аналитики уже объявляют оборонную стратегию страны ”несостоятельной", как говорится в недавнем исследовании RAND. Другие утверждают, что Соединенные Штаты должны уделять свое внимание и ресурсы стратегическим вызовам в Индо-Тихоокеанском регионе.
Ни Украине, ни Западу будет нелегко политически противостоять этим отрезвляющим стратегическим реалиям. Но для Киева и его сторонников гораздо предпочтительнее принять новую стратегию, которая вернет баланс целей и средств, чем продолжать следовать курсом, который завел в тупик — и который вскоре может привести к резкому снижению поддержки Украины Западом.
ПОМЕНЯЕМСЯ РОЛЯМИ
Вашингтону необходимо взять на себя инициативу в начале консультаций с Украиной и западными союзниками, направленных на то, чтобы убедить Киев предложить прекращение огня на месте, одновременно переходя от наступательной стратегии к оборонительной. Запад не должен давить на Украину, чтобы она отказалась от восстановления своих границ 1991 года или от привлечения России к ответственности. Тем не менее, США должны стремиться убедить украинцев в том, что им необходимо принять новую стратегию для достижения этих целей.
Прекращение огня спасло бы жизни, позволило начать экономическое восстановление и позволило бы Украине направить поступающее с Запада оружие на обеспечение своей долгосрочной безопасности, а не на быстрое расходование вооружений на поле боя, зашедшем в тупик. Точные условия прекращения огня — сроки, точное расположение линии соприкосновения, процедуры отвода вооружений и сил, положения о наблюдении и обеспечении соблюдения — должны быть выработаны под широким международным наблюдением, скорее всего, под эгидой либо Организации Объединенных Наций, либо Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Прекращение огня вступит в силу только в том случае, если и Украина, и Россия согласятся с его условиями. Российские войска понесли тяжелые потери на поле боя, начало вторжения Кремля явно привело к обратным результатам, укрепив НАТО, трансатлантическую сплоченность и решимость Украины навсегда освободиться от сферы влияния России. Путин просто может воспользоваться возможностью, чтобы остановить кровопролитие и попытаться вывести Россию из тупика.
Тем не менее, гораздо более вероятно, что Москва отвергнет предложение о прекращении огня. Путин по-прежнему преследует экспансивные военные цели на Украине и, похоже, верит, что у России больше стойкости, чем у Украины. Он, без сомнения, внимательно следит за опросами общественного мнения в Соединенных Штатах, указывающими на то, что возвращение Трампа в Белый дом является реальной возможностью, результатом, который, несомненно, ослабит, если не положит конец поддержке США Украины. Даже если бы Кремль хотел избежать прямого отклонения предложения о прекращении огня, чтобы избежать репутационных издержек, связанных с этим, он мог бы выдвинуть условия, которые наверняка были бы неприемлемы для Украины и Запада.
Тем не менее, в конечном счете, попытка посредничества в прекращении огня между Киевом и Москвой стоит того, чтобы попытаться достичь не столько того, чего это даст, сколько того, что это покажет. Даже если Россия отвергнет предложенное прекращение огня, Киеву все равно будет иметь смысл предложить его на стол переговоров. Это позволило бы Украине перехватить политическую инициативу, напомнив общественности на Западе и за его пределами, что эта война остается войной российской агрессии. Отказ Кремля от прекращения огня поможет правительствам западных стран сохранить и ужесточить санкции против России и поможет Украине получить долгосрочную военную и экономическую поддержку.
Независимо от того, будет ли достигнуто прекращение огня, Украине необходимо перейти к оборонительной стратегии, отказавшись от своей нынешней наступательной стратегии. Существующий подход Киева заключается в высоких затратах и низких перспективах, что ставит украинцев в неловкое положение, когда они просят неограниченной помощи Запада ради усилий с уменьшающимися шансами на успех. Вместо этого Украине следует сосредоточиться на удержании и восстановлении территории, которую она сейчас контролирует, изменив соотношение "наступление-оборона" и поставив Россию в положение, когда ей придется нести непомерные расходы на проведение наступательных операций против хорошо окопавшихся украинских сил и расширенной системы противовоздушной обороны. Даже перейдя к оборонительной стратегии вдоль линии фронта, Украина может продолжать использовать оружие дальнего радиуса действия, военно-морские силы и тайные операции для нанесения ударов по российским позициям в тыловых районах и в Крыму, повышая стоимость продолжения оккупации. И если появятся четкие доказательства того, что военный потенциал или воля России ослабевают, Украина сохранит возможность вернуться к более наступательной стратегии.
Изменение стратегии в этом направлении изменило бы ситуацию с Россией, потребовав от ее вооруженных сил выполнения того, на что они до сих пор были неспособны: эффективных общевойсковых наступательных операций. В то же время этот сдвиг спас бы жизни и деньги украинцев и уменьшил бы их потребности в обороне от Запада, что может оказаться необходимым, если поддержка США ослабнет, а Европе придется нести бремя ответственности. Украине было бы разумно направить поступающие ресурсы на обеспечение своей долгосрочной безопасности и процветания вместо того, чтобы тратить их на поле боя ради незначительной выгоды.
Убедить президента Украины Владимира Зеленского и украинскую общественность изменить курс было бы непростой задачей, учитывая все, чем они уже пожертвовали. Но реальность такова, что то, что начиналось как война по необходимости для Украины — борьба за само ее выживание, - превратилось в войну по выбору, борьбу за возвращение Крыма и большей части Донбасса на востоке Украины. Это не только война, в которой невозможно победить - это также война, в которой со временем есть риск потерять поддержку Запада. Для Украины гораздо разумнее обеспечить, чтобы большая часть страны, находящаяся под контролем Киева, превратилась в процветающую и безопасную демократию, чем рисковать будущим страны в долгосрочных военных усилиях по возвращению территории, все еще находящейся под контролем России. Превращение Украины в успешную и устойчивую демократию, способную защитить себя, стало бы сокрушительным поражением российских амбиций.
ЛУЧШИЙ ВЫБОР
Друзья Украины на Западе могут и должны подсластить то, что было бы горькой пилюлей для украинцев. Соединенные Штаты и отдельные члены НАТО (добровольческая коалиция друзей Украины) должны взять на себя обязательства не только по оказанию долгосрочной экономической и военной помощи, но и по обеспечению независимости Украины. Это начинание было бы смоделировано на основе статьи 4 Договора о НАТО, которая предусматривает немедленные консультации всякий раз, когда возникает угроза “территориальной целостности, политической независимости или безопасности” члена. Европейский союз, который недавно объявил о своем намерении начать переговоры о вступлении с Киевом, должен ускорить график членства Украины и предложить ей тем временем особое соглашение с ЕС. Западные союзники также должны четко дать понять, что большинство санкций против России останутся в силе до тех пор, пока российские войска не покинут Украину, и что они помогут Украине восстановить свою территориальную целостность за столом переговоров.
Вполне возможно, что перспективы взаимно согласованного прекращения огня и последующих переговоров по поводу территории заметно улучшатся после президентских выборов в Соединенных Штатах в 2024 году. Если победитель будет привержен продолжению трансатлантической солидарности и дальнейшим усилиям по обеспечению безопасности и суверенитета Украины, у Путина будет мало оснований предполагать, что время на стороне России. Но до выборов в США остался год, и они могут привести к результату, который оставит Украину в бедственном положении. Ни Вашингтон, ни Киев не должны так рисковать. Соединенным Штатам необходимо работать с Украиной сейчас, чтобы перейти к новой стратегии, отражающей военные и политические реалии. Поступать иначе - значит безрассудно ставить на карту будущее Украины
Нашим войскам придется доказать, что никакого тупика на поле боя нет. И доказывать это придется даже для части отечественных элит, которые хотят договоренностей с Западом.