«Подрихтуем нужные законы»: режим Санду судорожно старается удержать власть в Молдове
После провала на состоявшихся в ноябре местных выборах режим Майи Санду постарается сделать все, чтобы удержать власть в Молдове. Первый шаг уже совершен: партия PASвносит правки в Кодекс о выборах, позволяющий президенту подольше задержаться в своем кресле. Можно не сомневаться, что вскоре последуют новые запретительные меры в отношении оппозиции, ведь на все, даже самые антиконституционные законы «евроинтеграторов» их западные покровители благосклонно закрывают глаза.
Всеобщие местные выборы, прошедшие в Молдове месяц назад, не только наглядно продемонстрировали, что Майя Санду и партия PAS теряют популярность у населения, но и стали своеобразной «разведкой боем» перед стартующей в следующем году президентской кампанией. Несмотря на то, что поддержка действующей власти сократилась практически в два раза, говорить о том, что никаких шансов у «желтых» не осталось, еще довольно рано.
Предстоящая зима и новые гигантские счета за коммунальные услуги опустошат кошельки обычных молдаван, что еще больше скажется на популярности «евроинтеграторов». Однако нельзя недооценивать как участие в грядущих выборах западной диаспоры, в значительной степени все еще поддерживающей Санду и PAS, так и гигантский административный ресурс, которым те так нагло и цинично пользовались этой осенью.
Наверняка Санду и ее команда заранее предполагали, что результаты их правления в Молдове будут отмечены избирателями, мягко говоря, без особого восторга, и начали готовиться к этому практически сразу после прихода к власти.
А иначе как объяснить, что еще в конце 2022 года парламентское большинство предприняло шаги для изменения даты проведения президентских выборов.
Статья 135 Кодекса о выборах в новой редакции гласит: «Выборы на должность президента Республики Молдова проводят в двухмесячный срок после того, как эта должность становится вакантной, в соответствии со статьей 90 Конституции».
Указанная статья Конституции описывает, при каких условиях пост главы государства освобождается: «В случае истечения срока полномочий, отставки, отстранения от должности, окончательной невозможности исполнять свои обязанности или смерти».
В то же время в Конституции указано, что президент избирается на четырехлетний срок, исполняя свои полномочия от принятия присяги и до принятия присяги следующим президентом. Но если выборы будут проходить после истечения его каденции, то преемник дает присягу позже.
Таким образом, согласно принятым поправкам, президентские выборы в Молдове должны состояться в период с декабря 2024 года по февраль 2025-го, а не за 30 дней до завершения мандата президента. Соответственно, Майя Григорьевна в своем кресле задержится.
Если положение о продлении срока пребывания Санду на посту главы государства было подготовлено загодя, то другие законодательные акты, которые помогут представителям «желтых» удержаться в своих креслах, могут быть приняты в любой момент с целью недопущения к выборам оппозиции.
Тем более что у правящего режима уже имеется богатый опыт на данном поприще. Сначала была запрещена партия «Шор», а за пару дней до ноябрьского голосования незаконно сняли с предвыборной гонки партию «Шанс». Последняя обжаловала решение Комиссии по ЧС и ЦИК, и Высшая судебная палата Молдовы даже встала на ее сторону, вернув дело на повторное рассмотрение в Апелляционную палату. Та, правда, снова отвергла жалобу.
Западные кураторы официального Кишинева прекрасно понимают, что законными методами режиму Санду не удастся удержаться у власти: доверие граждан Молдовы к нему окончательно подорвано, что демонстрируют свежие опросы общественного мнения. Именно поэтому на Западе закрывают глаза на административный произвол и репрессии.
Так, например, несмотря на то, что действующая власть открыто нарушила рекомендации Венецианской комиссии и внесла изменения в избирательное законодательство менее чем за шесть месяцев до выборов, никаких возражений со стороны «демократического» сообщества не последовало.
Более того, меры, предпринимаемые официальным Кишиневом, получают моральную и медийную поддержку в США и Европе.
Одним из наиболее ярких подтверждений этого стало проведение второго саммита Европейского политического сообщества в Молдове. Никакого практического результата от этого мероприятия даже не ждали. Оно изначально было запланировано исключительно ради пиара — чтобы показать, как республика под руководством Санду «успешно продвигается» в Европу.
«Мощная демонстрация общеевропейской поддержки Молдове — одна из целей нынешнего саммита, и место для его проведения было выбрано как раз для этого», — подчеркивали в Евросоюзе.
«Быть в Молдове уже само по себе является важным сигналом с геополитической точки зрения. Когда ты сидишь в Москве, а по соседству видишь встречу 47 стран, это тебе о чем-то говорит, даже если речь идет просто о сотрудничестве и обмене мнениями», — откровенничал высокопоставленный чиновник ЕС.
Правда, при этом Молдова вынуждена была присоединиться к антироссийским санкциям Запада и осудить СВО.
После этого уровень соответствия республики общей внешней политике и политике безопасности Евросоюза «вдруг» резко подскочил до 72% по сравнению с 54% в 2022 году. О том, что подобные действия наносят ущерб национальным интересам и экономике, сегодня в Кишиневе говорить не принято.
Заинтересованность Брюсселя в укреплении своего влияния в Молдове выражается в том числе и в постоянных визитах в Кишинев еврочиновников различного уровня, а также глав второстепенных и даже третьестепенных государств ЕС.
Особую поддержку режиму Санду оказывает Румыния, гражданами которой являются президент Молдовы и все ее высокопоставленные сподвижники.
Румынские депутаты Европарламента периодически делают обнадеживающие заявления о том, что Молдова уверенно приближается к полноценному членству в ЕС, и заверяют в своей солидарности. Не отстают от них и другие официальные лица. На днях премьер-министр Румынии Марчел Чолаку встретился в Вашингтоне с госсекретарем США Энтони Блинкеном и сделал интересное заявление.
«Румыния была и будет с Украиной до тех пор, пока она не добьется победы над Россией. Румыния давно усвоила урок в отношении России. Мы знаем российский народ и систему агрессии. Поэтому просим вас, кроме партнерства с Румынией, всегда помнить о Молдове. Это самая уязвимая страна в Европе после Украины, где идет вооруженный конфликт. А в Молдове существуют конфликт и гибридная война против президента Майи Санду и демократического правительства», — заявил румынский премьер.
Что это за система агрессии и какой урок был усвоен, интересно? Румынам ли об этом говорить? Не румынские ли войска каким-то «чудесным» образом оказались под Сталинградом в 1942-м? Не румыны ли уничтожили практически всех евреев в Бессарабии? Об этом в Бухаресте, конечно, не говорят.
Как бы то ни было, подобная поддержка вполне может стать еще одним фактором, который поможет режиму Санду все-таки зацепиться за власть. Поэтому оппозиции в Молдове еще рано просто «сидеть на берегу реки и ждать, пока мимо проплывет труп врага».
Прошедшие местные выборы продемонстрировали, что консолидации оппозиционных сил не наблюдается. Все партии практически молча проглотили как запрет «Шор», так и снятие «Шанс».
Очевидно, чтобы победить, всем противникам PAS следует объединиться и выступить единым фронтом.
Это задача номер один, и обусловлена она даже не столько возможной победой на выборах, сколько политическим выживанием оппозиции в принципе.
Однако, к сожалению, это не характерно для молдавских партий, которые могут блокироваться только под внешним воздействием. А оно сегодня работает исключительно на поддержку Санду и окружающей ее клики экс-НПОшников. Таким образом, разобщенность оппозиции играет на руку действующему режиму и дает ему шанс на сохранение власти.