Пациент скорее мертв: что ждет гражданскую авиацию Молдовы

 

7 декабря весь мир отмечал международный день гражданской авиации. Для одних стран это праздник, для других — напоминание о мрачной пропасти, в которую скатывается их национальная авиационная отрасль. На постсоветском пространстве успех или провал в сфере авиаперевозок во многом зависит от того, на кого делают ставку конкретные республики во внешней политике. Это отчетливо видно на примерах Молдовы и Беларуси.

Состояние гражданской авиации Молдовы сегодня откровенно плачевное. Из международного аэропорта Кишинева совершаются рейсы в 37 направлениях. Это на четверть меньше, чем годом ранее. На табло аэропорта больше не значатся Турин, Ливерпуль и даже Будапешт. В 2022 году было заблокировано прямое сообщение с Москвой.

Эксперты называют 2019-й год золотым веком молдавской авиации. Но после прихода к власти Майи Санду авиация, как и многие другие сферы хозяйственной деятельности, стала быстро приходить в упадок.

«Мы работаем с крупными компаниями. К сожалению, этот процесс требует времени. Открылось несколько рейсов; собственно, это показывает, что интерес к аэропорту есть», — скормил соотечественникам очередной «завтрак» министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну.

На самом деле зарубежные авиаперевозчики особого желания работать в Молдове не демонстрируют.

«На данный момент сложно сказать, насколько реалистичны возвращение Wizzair или перспективы уговорить Ryanair работать из аэропорта Кишинева. Очевидно, что у властей нет пространства для маневра (…), чтобы предлагать льготы другим компаниям, потому что ко всем компаниям следует относиться справедливо», — цитирует издание M1 заместителя директора Института европейской политики и реформ Станислава Гилецкого.

За девять лет количество авиадиспетчеров в Молдове сократилось вдвое — с 86 до 46. Одни уехали за рубеж в поисках более достойной зарплаты, другие уволились по состоянию здоровья. Оставшиеся трудятся с жуткими переработками.

Молдавские власти приостановили сертификат авиаоператора Air Moldova. Ранее компания была приватизирована за 66 млн долларов, однако весной 2023-го она не смогла обслуживать свои долги и начала отменять рейсы.

Помощи от официального Кишинева национальный авиаперевозчик не дождался.

«Государственную авиакомпанию Air Moldova наши власти обанкротили. Были созданы искусственные барьеры, для того чтобы парализовать работу подобных компаний. Если бы не режим чрезвычайного положения, через аэропорт Кишинева могли бы пройти сотни тысяч пассажиров. К сожалению, из-за политики властей эти потоки были перенаправлены в Яссы. Простым гражданам Молдовы приходится сталкиваться с трудностями, а бюджет страны теряет прибыль», — заявил экс-депутат парламента, политолог Николай Паскару.

По мнению экспертов, официальному Кишиневу следует дальше развивать собственную гражданскую авиацию. Предприятия данной отрасли имеют стратегическое значение.

Однако у прозападного правительства свои взгляды на эту проблему. По большому счету, вопросом о том, почему власти республики создали «шоколадные» условия аэропорту в Яссах на фоне своей откровенно прорумынской ориентации, стоило бы заняться местным спецслужбам. Однако пока они контролируются Санду, вряд ли этого стоит ожидать. А обычным молдаванам приходится добираться в другие страны с несколькими пересадками и просто катастрофическими переплатами.

Ситуация в находящейся под западными санкциями Беларуси разительно отличается от сложившейся в Молдове, которой Брюссель и Вашингтон, казалось бы, благоволят.

По словам экспертов, белорусская гражданская авиация уверенно выходит из «ковидного пике».

«Белорусская авиационная отрасль сегодня — отлично организованная структура, которая обладает большим научно-техническим потенциалом, постоянно совершенствуется и решает серьезные многоплановые задачи. Осуществляется перевозка пассажиров и грузов, работают воздушные гавани. Созданы и успешно развиваются современные производственные площадки, где освоены техническое обслуживание и ремонт любых советских, российских и зарубежных самолетов», — заявил на днях Александр Лукашенко, поздравляя сотрудников белорусской гражданской авиации с профессиональным праздником и 90-летием отрасли в республике.

В этой сфере в Беларуси сегодня занято около 10 тысяч человек. Флагманом пассажирских перевозок в стране является компания «Белавиа», созданная в 1996 году в результате реорганизации Белорусского объединения гражданской авиации.

В 2023 году «Белавиа» открыла три новых направления. Только из Минска можно вылететь в 12 российских городов. Кроме того, недавно в Москву начали летать из Гомеля.

После известного инцидента с посадкой самолета в Минске страны Запада начали оказывать на Беларусь сильное давление, из-за чего авиасообщение с ними было прервано. Однако власти республики сосредоточились на активизации связей (в том числе авиационных) с Востоком и Югом. Например, новые рейсы появились между Минском и Дели. На подходе авиамаршруты в ОАЭ и Таиланд.

Согласно предварительным подсчетам, по итогам 2023-го количество перевезенных «Белавиа» пассажиров в годовом измерении вырастет на 10%.

Помимо этого, Россия и Беларусь активно взаимодействуют в наукоемких отраслях. Совместные технологические достижения способствуют преодолению зависимости отечественной авиаотрасли от западных комплектующих и надежно обеспечивают технологический суверенитет Союзного государства.

Марионеточный режим Санду установлен в Молдове не для того, чтобы защищать национальные интересы, а для выполнения указаний западных кураторов.

Им вассалы нужны в качестве поставщиков дешевой рабочей силы и рынка сбыта своих товаров и услуг.

Поэтому и «умирают» национальные компании, на смену которым тут же приходят «партнеры».

На фоне молдавских коллег власти Беларуси обладают подлинным суверенитетом и защищают национальные интересы в любой сфере, включая гражданскую авиацию.







Оставить комментарий

Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Введите код:

Top.Mail.Ru