Внимание большинства здешних аналитиков приковано к Украине и Израилю, где происходят яркие, заметные события, понятные любому. К сожалению, я мало встречаю здесь публикаций, в которых содержался бы анализ того, что на самом деле натворили на краю израильско-палестинского конфликта хуситы из движения Ансар-Алла, предпринявшие, вроде бы, незначительные по масштабу шаги якобы в поддержку палестинцев.
И действительно: по затратам финансовых и материальных средств на военные действия, по тем же затратам на пиар и пропаганду — они на порядки отстают от всех прочих участников ближневосточного конфликта.
Но вот по результатам…
Удары по судам, проходящим через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море, не привели к потоплению ни одного из них. Где-то случились пожары, которые были быстро локализованы и потушены, где-то суда получили незначительные повреждения (потопить современный супертанкер или серьезный контейнеровоз сложнее, чем авианосец времен Второй мировой).
Однако вот эти удары мгновенно превратили акваторию вблизи Йемена, весь Баб-эль-Мандеб и часть Красного моря — в зону рискованного судоходства, где происходят военные действия. А это тут же обнулило страховки и судов, и перевозимого груза, так как подпадает под определение «форс-мажорных обстоятельств». То есть любые повреждения судна его владелец должен будет оплачивать из своего кармана, так же, как и любые проблемы с перевозимым грузом.
И судовладельцы тут же принялись перестраивать маршруты.
Казалось бы, что такого, стоимость фрахта растет, но в пересчете на контейнер или тонну нефти — некритично. Да, это так.
Поскольку через Суэцкий канал проходит четверть мирового трафика товаров (и до трети европейского), перевод этого трафика сильно, болезненно бьет по экономике Запада — и фактически убивает экономику Европы (товарные потоки в и из США не идут через Суэц).
Это первое следствие действий хуситов: сильнейший удар по экономике Евросоюза.
Второе же действие проявилось буквально в последние дни. США затеяли противодействовать Ансар-Алла: объявили международную операцию Prosperity Guardian («Страж процветания»), суть которой — создание международной коалиции из 20 стран, которые должны обеспечить свободу мореплавания вокруг Йемена (не очень понятно, каким образом — организацией конвоев, ударом по наземным силам хуситов или еще как).
США тем самым пытались показать, что они в состоянии собрать коалицию союзных стран, как это было во время «Бури в пустыне», и подавить противника совместными усилиями.
И что же?
Результат напоминает анекдот про Вовочку: «Я не обосрусь. Я не обосрусь. Никто не заметил, Никто не заметил».
Большинство приглашенных в коалицию стран согласились направить в нее по несколько штабных офицеров в качестве наблюдателей. Сочувствующих, ага. Корабли предоставят Греция и Великобритания — по одному фрегату. И все.
США сели в лужу, показав, что даже их союзники не собираются с ними считаться. И что им придется разгребать ситуацию собственными силами (а они привыкли — чужими руками), но при этом собственных сил уже явно не хватает, и не факт, что при их усилении — хватит.
Самое же главное то, что случившееся уже сильно ударило по международным логистическим путям, и никакие действия США в этом регионе не смогут ситуацию изменить (они не повлияют на отнесение региона к категории «зона военных действий», то есть на ставки и условия страхования судов и грузов).
Конечно, больше всего от этого экономически страдает Европа, а не США. Что наводит на размышления.
Но политически — США страдают очень сильно.
С точки зрения глобальных последствий для мировой политики и экономик, действия Ансар Алла в отношении морского трафика куда серьезнее, чем конфликты на Украине и в Палестине. Я бы сказал — они самые серьезные с начала столетия.