Хуситы на Ближнем Востоке ведут глобальную «игру»

Кризис в Красном море все больше обостряется. Сколоченная США военно-морская коалиция не спасает один из важнейших морских торговых маршрутов от атак со стороны хуситов. Многие крупнейшие логистические и энергетические компании уже перекрыли транзит грузов через Красное море. Усиление кризиса уже привело к резкому росту себестоимости перевозки грузов и в перспективе может спровоцировать рост цен на товары по всему миру.

Но это только одна часть проблемы, о которой больше всего пишут, точнее, описывают многие эксперты. Суть второй в том, что для большинства экспертов выход на геополитическую сцену Ближнего Востока хуситов из Йемена в нынешнем качестве оказался неожиданным. Их привыкли описывать и часто продолжают описывать как силу, которая более десяти лет ведет борьбу с правительством Йемена, и которая то обостряется, то прерывается на хрупкий мир. Но при этом, несмотря на военную поддержку Саудовской Аравией законного правительства в Йемене, они взяли под свой контроль северо-западные и западные районы страны. Когда на их сторону перешли наиболее боеспособные части вооруженных сил Йемена, они стали контролировать судоходство в южной части Красного моря и в Аденском заливе. И тогда их больше воспринимали в качестве только заметной региональной силы.

Но произошел казус: президент США Джо Байден отказался считать хуситов террористической организацией, стал противопоставлять ее Саудовской Аравии, прямо или косвенно способствуя тому, что они фактически превратилась «в государство в государстве». В результате хуситам фактически удалось ввести морскую блокаду, не имея военно-морского флота. Теперь главный триггер проблемы уже в том, что сейчас США уверяют всех, что хуситов, оказывается, поддерживает Иран, который «обеспечивает или обеспечивал их даже баллистическими и крылатыми ракетами меньшей и средней дальности с радиусом поражения до двух тысяч километров. Правда, иранское руководство это отрицает, а хуситы утверждают, что это заслуга их оборонно-промышленного комплекса, хотя это только еще туже затягивает узлы интриги. Особенно сейчас, когда используя ситуацию в Газе, они получили возможность пока еще только косвенно оказать воздействие и на Израиль, и на США. И не только это.

Происходит блокировка Суэцкого канала и наносится одновременно удар по экономикам Израиля и Египта. Хуситы из военизированного объединения «Ансар Алла» обстреливать почти каждое израильское судно, проходящее через акваторию Красного моря. Они обвалили оборот единственного порта Израиля на Красном море на 85%, оказали разрушительное воздействие на поставки товаров в страну. Экономика Израиля основана на морском транспорте. Генеральный директор порта Эйлат Гидеон Гольбер заявил агентству Reuters, что то, что происходит с движением судов, «может быть признаком грядущих неприятных событий для крупных израильских портов на средиземноморском побережье».

Одновременно уменьшение потока контейнерных перевозок через Красное море и через Суэцкий канал серьезно бьет по экономике Египта, который является оператором канала. В Каире бьют тревогу. Если все перевозки по каналу прекратятся, страна потеряет свой важнейший источник валютных доходов в ситуации сложного экономического кризиса. Общий доход Суэцкого канала в 2023 году составит свыше 9 млрд долларов, однако, если все судоходные компании решат прекратить использование канала, то правительство Египта будет терять 13 миллионов долларов в день. Для Египта ситуация может стать катастрофической, поскольку он столкнется с потерями валютных доходов. Вся расходная часть египетского госбюджета составляет около 35-40 млрд долларов, и половина суммы уходит на обслуживание внешнего долга. В результате в стране может обостриться внутриполитическая ситуация, и могут активизироваться «Братья-мусульмане» (организация, запрещенная в РФ), будет подрываться устойчивость правительства Египта. Все это чревато глубоким политическим кризисом в Египте, так и негативным сценарием для глобальной экономики. «Арабская весна» в 2011 году началась в результате роста цен на продукты. В целом же Египет оказывается в непростых тисках: не утихший ливийский кризис, сложные отношения с Суданом и война между Израилем и ХАМАС. На всех этих направлениях Каир проявляет большую дипломатическую гибкость, а в отношениях между Израилем и ХАМАС играет роль балансира между двумя враждующими сторонами. Однако ресурсы такой политики все же ограничены, потому что регион нахлестывают другие, более глобальные проблемы, которые, вероятно, могут иметь долгосрочные последствия и для геополитической ситуации на Ближнем Востоке.

Обозначим первый аспект: потенциальное закрытие или серьезные ограничения для прохождения судов через Суэцкий канал, одной из главных торговых артерий на планете. Второй аспект: действия хуситов фактически блокируют реализацию в регионе китайского транспортно-логистического маршрута «Один пояс — один путь» (вариация «Морской шелковый путь 21-ого века» с участием стран Персидского залива и Израиля). В результате Китай оказывается на пороге принятия решений в ситуации, набирающей силу региональной дестабилизации. Важно отметить и то, что до войны Израиля с ХАМАС в Пекине считали, что во всем регионе Большого Ближнего Востока существует «единственное государство наилучшим образом подходящее для эффективного, стабильного и безопасного сотрудничества – Израиль».

В таком контексте действия США под предлогом борьбы с хуситами обрастают важными нюансами. Если на севере Красное море переходит в Суэцкий канал, то на юге его «пережимает» Баб-эль-Мандебский пролив («Ворота слез»). В 80-е годы, во время «войны танкеров», когда Иран и Ирак топили корабли друг друга, американцам удавалось держать пролив под своим контролем. Удавалось обеспечивать судоходство и вблизи «Ворот слез» и тогда, когда сомалийские пираты вынуждали корабли, опасавшиеся их нападений, проплывать в конвоях под охраной военных судов. Но сейчас наверняка все будет иначе.

По всем признакам, хуситы будут продолжать боксировать в весовой категории, намного превосходящей их собственную, а «ненависть» к Израилю все же является оперативным прикрытием таких действий. Не случайно, как пишет турецкая газета Haber, в израильских СМИ вспомнили о проекте давнего плана по созданию канала «Бен-Гурион» (260-километровый коридор, простирающийся от региона Газа - Ашкелон до Красного моря), который не только составит конкуренцию Суэцкому каналу и ударит по Египту и другим странам Ближнего Востока, но и «станет угрозой для Китая». Эксперт по энергетике и геополитике Мехмет Огютчу обращает внимание на «исторические соглашения», заключенные между Саудовской Аравией и Израилем 10 октября, и считает необходимым принять в расчет экономический коридор, анонсированный на саммите G20 в Индии, имея в виду коридор из Мумбаи в Европу через Саудовскую Аравию – Дубай – Израиль – Грецию. В свою очередь палестинский эксперт по геополитике, доктор Сами аль-Арьян пишет: «Проект канала «Бен-Гурион» ослабит Египет, но обеспечит Израилю доступ к Красному морю». Однако напряженность в Ормузском проливе, по которому проходит 30% мировой энергии, определенно, станет «красной линией» для Пекина. Если конфликт распространится из сектора Газа в Ливан, Иран или Сирию, это приведет к появлению новых игроков на поле боя: Ирана, Иордании, Ирака, Сирии и Египта, Турция тоже может быть затронута этими событиями. В список также следует добавить Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ и другие страны Персидского залива.

Поэтому не стоит ждать от США и новой коалиции военных ударов по хуситам, так как у них есть не афишируемая мотивации действий. Они не пойдут на серьезную конфронтацию. Тем более, что Тегеран неоднократно отвергал все обвинения в военных связях с йеменской группировкой с учетом «многих разных перспектив». Это чувствуют многие страны региона, предполагая, что американцы «ведут новую игру», создавая еще одну зону хаоса. Вот почему существует ощущение, что есть нечто большее, чем только желание хуситов атаковать суда, которые следуют в Израиль. Так что это уже не локальная, а глобальная история


Источник новости: https://iarex.ru/articles/119878.html






Оставить комментарий

Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Введите код:

Top.Mail.Ru