Зачем США начинают шантажировать Катар?

Зачем США начинают шантажировать Катар?

11 января американское издание «Politico» опубликовало любопытнейший материал «ХАМАС. Что знал Катар и когда он это узнал?».

«Politico» — СМИ по меркам США относительно молодое (осн. 2007 г.), но очень заметное. Входит в европейский медиа-холдинг «Axel Springer SE», владеющий, кстати, такими СМИ, как «Die Welt» и одиозный таблоид «Bild». При этом «Politico» удаётся сохранять свою собственную американскую специфику, проходя краями между трампистами и их противниками.

Возможно, что всё дело в главных спонсорах: «Lockheed Martin», «Raytheon Technologies» и «Improbable Worlds Limited». Имея в спонсорах цвет американского ВПК и поставщика симуляторов для проведения военных игр для армий США и Великобритании, можно многое себе позволить, даже принадлежа либералам из Axel.

Совпадение или нет, но в ночь после выхода материала коалиция США нанесла ракетные удары по базам йеменских хуситов. Событие в общем-то неизбежное и ожидаемое, но даже совпадение всё равно выглядит примечательно.

В обширном материале авторы задаются вопросом, который вроде бы очевиден, как мог не знать о событиях 7 октября один из главных спонсоров и партнёров ХАМАС — Катар? С другой стороны, ещё никто пока не делал подобных материалов в виде целого расследования или в формате, очень близком к расследованию. А ведь именно в портфолио «Politico» есть немало знаковых для США расследований, это их журналистский конёк.

При этом статья изобилует совершенно изумительными тезисами, часть из которых стоит того, чтобы их процитировать.

«По словам представителей разведки, основной мотивацией, по которой Катару пришлось бы хранить молчание, если бы он узнал о нападении, была его заинтересованность в срыве переговоров между Израилем и Саудовской Аравией, региональным соперником, по нормализации отношений. Соглашение между двумя крупнейшими экономиками региона могло бы открыть дверь для стратегического сотрудничества во множестве областей, включая природный газ, источник жизненной силы Катара.»

«Такая сделка, например, могла бы проложить путь для трубопровода, протянувшегося из Индии в Израиль через Саудовскую Аравию в рамках амбициозного проекта, предложенного крупными державами на саммите G20 в сентябре, известного как экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа, или IMEC.»

Автор издания отмечает, что Катар не подписал меморандум по IMEC, и находит это весьма подозрительным. Однако Катар — традиционный поставщик СПГ, который под него годами создавал инфраструктуру, строит флот и никогда не затачивал себя под трубопроводные поставки. Но дело даже в другом — у Саудовской Аравии нет необходимого и тем более достаточного объёма газа для Индии (и не было). Совершенно не понятно, где в данном случае корни для энергетической конкуренции.

«В интересах Катара чинить препятствия на пути процесса нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем»,

— сказал один из чиновников.

«Любое изменение баланса сил подорвет позиции Катара как ведущего дипломатического игрока, который может сделать все.»

Это не менее занятно, поскольку Катар хоть и является одним из важнейших игроков на рынке и участников в разных «подковерных» региональных схемах, но ведущим дипломатическим игроком, тем более в рамках арабо-израильских отношений, не только никогда не был, но и не стремился к этому.

Стоит обратить особое внимание на следующий пассаж:

«Катар становится все более важным партнером и для Европы, особенно для Германии, которая обратилась к стране как к поставщику газа, чтобы помочь компенсировать потерю поставок из России.»

Далее:

«С тех пор как ХАМАС захватил контроль над Газой в 2007 году, Катар финансировал строительство всего — от мечетей до дорог и жилых домов, а также выделял деньги на топливо главной электростанции Газы и выплачивал зарплату государственным служащим.»

Судя по изложению, автор статьи представляет Доху как главного спонсора ХАМАС, однако общую помощь от Катара он сам же описывает как 2 млрд долл. с 2007 г., при этом годовой бюджет ХАМАС составлял 2,5 млрд долл. Выходит, что Доха своим подопечным выделяла около 5 % в год от общих потребностей движения и администрации сектора Газа? Странный «генеральный спонсор». На самом деле реальное значение Катара весьма высоко, а финансирование оценивается в 25 % от годового бюджета 450 млн долл. в год. Остаётся вопрос к изданию, а кто и как финансировал остальные 75 %?

«Израильские официальные лица давно подозревали, что ХАМАС использовал цемент из Катара, а также свои наличные деньги для строительства сложной системы туннелей под Газой.»

Здесь «Politico» делает «наезд» на другую важную часть экономики Катара — цементную отрасль. Действительно, Катар производит цемент самых разных марок, однако его производят куда как в больших объёмах почти все соседи, а основная площадка по торговле — ОАЭ. Если уж надо что-то скрыто поставить, то Доха без проблем могла бы это сделать под чужим флагом.

«Катар является давним сторонником группировки, которая вызвала недовольство некоторых его соседей, которые считают «Братьев-мусульман» (запрещено в РФ) террористической организацией. В 2017 году возглавляемая Саудовской Аравией группа мусульманских государств, в которую также входили Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, разорвала дипломатические отношения с Катаром из-за того, что, по их утверждению, он поддерживал терроризм.»

Ещё один примечательный пассаж от американского СМИ. Движение действительно Катаром и Турцией активно поддерживается, соседи Катара от него не в восторге, однако поводом для скандалов именно в 2017 г. послужили вскрывшиеся связи, в том числе и финансовые, Катара и Ирана. Однако Катар вообще известный финансовый посредник в регионе и даже за его пределами ещё со времён холодной войны. И сам же автор упоминает о том, что именно через Катар шла сделка по выкупу американцами своих людей у Ирана за 6 млрд долл. разблокированных активов.

Интересно и то, что в данном случае идёт упоминание Египта, который якобы был совсем недоволен в 2017 г. историческими связями «Братьев-мусульман» и Катара. При том что пятью годами ранее именно США через откровенно коррупционные схемы привели в Египте сторонников «Братьев-мусульман» к власти, что обернулось колоссальным скандалом и годами напряжённых отношений между Египтом и США, когда сторонников М. Мурси и его самого египтяне снесли, а американскому послу указали на дверь. Не лишним будет вспомнить и отношения ЦРУ с этим движением во время кампании в Ливии.

Все эти цитаты можно было бы назвать достойными какого-нибудь блога, а ссылки на безымянных «разведчиков» и чиновников — несущественными, если бы речь шла о другом издании, а не о «Politico».

Это не просто тенденциозность или непрофессионализм, это очень «жирный» намёк на то, что Катару следует прилагать больше усилий для давления на лидеров ХАМАС. Нынешние усилия явно оцениваются в США как недостаточные. При этом как раз в упоминаемом «Politico» 2017 г. Вашингтон не стал участвовать в кампании по блокаде Дохи, которую организовала Саудовская Аравия. Американцы предпочли занять взвешенную позицию и сохранить дистанцию. Подобный наезд на Доху осуществляется первый раз за долгое время.

Не понимать указанных (а есть и другие) противоречий в этом информационном посыле в регионе не могут. Но зачем понадобилось подобное давление?

Здесь надо вернуться к обмену мнениями между американским и израильским руководствами перед Новым годом. США настаивали на временных рамках израильской операции. Израиль в ответ сначала заявил о «нескольких месяцах», а в начале года Б. Нетаньяху вообще сказал, что у операции нет сроков и она будет хоть бесконечно долгой. Понять его можно: чем дольше длится операция, тем дольше не начнётся масштабное расследование. Вот только для США это совершенно недопустимый сценарий.

В итоге, перепробовав разные варианты, в том числе с вояжем А. Блэра, в Вашингтоне не нашли ничего лучше, как начать откровенно давить на Доху. Ведь вопрос не только в позиции Б. Нетаньяху и его ястребов, а в том, что израильская армия в секторе Газа не побеждает. Как справедливо заметили комментаторы к одной из прошлых статей на эту тему, вместо битвы за Алеппо сражение за сектор Газа превращается в битву за Мосул. Это один из наихудших сценариев для Вашингтона, который и так обвинят во всех грехах, что израильская, что арабская стороны.

США уже просто начинают требовать от Катара любыми средствами повлиять на ХАМАС, чтобы тот остановил сопротивление. Причём не важно, под каким предлогом. Но ситуация зашла слишком далеко, и никакие односторонние уступки тут невозможны.

Пока сигнал Катару оформлен как предварительный, через безымянные источники и нарочитые, целенаправленные (что очевидно) пробелы в подаче материала, но следом за ним все понимают, что не за горами расследование вроде тех, что выпускает Вашингтонский институт ближневосточной политики в отношении Ливана, Ирака и Хизбаллы в плане финансов, наркотрафика, поставок вооружений. Не суть важно, сколько там правды или полуправды, важен политический вектор и результат.

Для России и её медийных акторов было бы солидным упущением обойти эту тему и материал в «Politico» стороной. Ведь здесь можно очень хорошо посмотреть на методы, которыми работают США в отношении своих формальных и неформальных союзников. Как замечает «Politico», ещё недавно США говорили, что Катар это «главный союзник, не входящий в НАТО».

Ну вот так теперь можно обходиться с главным союзником, не входящим в НАТО — начать откровенно шантажировать, чтобы добиться того, чего не могут сделать сами. США не удаётся надавить на Израиль, значит, будем шантажировать Доху контрактами по природному газу с Германией. Ведь не зря акценты сделаны на этом. Как союзник будет решать вопрос — проблемы индейцев шерифа не волнуют.

Эту тему при желании наши СМИ на Ближнем Востоке могут раскрутить очень сильно. Было бы, что называется, желание. Возможности есть.
  • Михаил Николаевский







теги: США, Катар


Оставить комментарий

Ваше Имя: Ваш E-Mail:
Введите код:

Top.Mail.Ru