Состоялись секретные переговоры между официальными лицами США, Ирака и Ирана с целью «предотвращения прямой конфронтации и широкомасштабного конфликта на Ближнем Востоке». Об этом сообщили Washington Post и агентство Reuters.
На следующий день после нападения на базу в Иордании, в результате которого погибли трое американских военнослужащих, командующий силами Стражей исламской революции(КСИР) Исмаил Кани отправился в Багдад, чтобы встретиться с представителями тамошних прокси-групп. Было отмечено, что он выразил «обеспокоенность нападениями на США». С 4 февраля Иран стал категорически отрицать свое косвенное и прямое участие в нападениях на военные объекты США. Возникает вопрос – с чем связана такая дипломатическая активность США на иранском треке, публичная демонстрация закрытых каналов в своих отношениях с Ираном? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Действительно, в последнее время то в СМИ США, то в некоторых арабских изданиях стали появляться сообщения о «секретных» переговорах США и Ираном. Причем, как правило, «утечки» организуется американской стороной, а Иран то признает факт закрытых контактов с США, то отмалчивается. Причем происходит это на фоне практически не утихающей информационной войны между двумя странами», — отметил Тарасов.
Прежде закрытые переговоры шли по проблеме ядерного соглашения, потом - об освобождении американских заключенных из иранских тюрем и отмене некоторых санкций, связанных с выплатами за импорт Ираном электроэнергии и газа. Указывалось, что в качестве посредника выступает Оман. При этом «секретность» больше обозначалась США, из-за того, что администрация Джо Байдена стремилась избежать критических атак со стороны республиканцев, указал эксперт.
Был еще один момент: в ситуации энергетического кризиса (и в свете решений ОПЕК+ сократить добычу нефти) США был выгоден «выброс» на рынок дополнительных объёмов топлива — в данном случае выведенной из-под санкций иранской нефти. Но в ходе войны в Газе между Израилем и ХАМАС закрытый диалог между США и Ираном не только сохраняется, но и стал приобретать новое качественное содержание.
«Если вынести за скобки детали переговоров по сдерживанию «Хазболлы» в Ливане или в отношении хуситов в Йемене, то складывается устойчивое ощущение того, что США, организуя «утечки» о переговорах с Ираном, пытаются таким образом оказывать давление на Израиль, как бы демонстрируя, что перспектива нормализации их отношений с Ираном нивелируют геополитические роль и значение Израиля на Ближнем Востоке. Похоже, что Иран такие «политические перетяжки» устраивают. С другой стороны, факт тайных переговоров с США может вызывать вопросы не только со стороны России и Китая. Наконец, не секрет, что в Иране есть такие политические силы, которые заинтересованы в диалога с Западом», — говорит Тарасов.
Одним словом, Вашингтон и Тегеран по разным причинам и с разными целями ведут многовекторную политическую «игру».
«Объективно, это способствует снижению уровня региональной напряженности. Что будет дальше - посмотрим. Это становится особенно важным в свете предстоящих президентских выборов в США, ведь республиканцы и некоторые демократы выступают против отношений с Ираном»,- подчеркивает Тарасов.