Первый день весны превратился в тихий бунт молдаван против румынизации
Первый день весны в Республике Молдова традиционно отмечается как день возрождения природы и начала нового периода развития и возрождения. Одной из самых красивых и популярных молдавских традиций является обычай дарить друг другу 1 марта маленькие бутоньерки, сплетенные из красных и белых нитей, которые, как и сам праздник, называют мэрцишорами. Этот обычай встречается также и у балканских народностей — в Болгарии и Северной Македонии отмечают похожий праздник Баба Марта и вручают аналогичные бутоньерки — мартеницы.
После провозглашения независимости Молдовы этот национальный праздник стал стремительно терять свое значение и с каждым годом привлекать всë меньше внимания — программа становилась всë менее интересной и всë меньше гостей посещали этот фестиваль.
Казалось бы, в условиях получения независимости национальные традиции молдавского народа должны были получить дополнительный импульс к развитию — ведь именно об этом в период «перестройки» заявляли представители местной интеллигенции, которые под влиянием националистических тенденций этого периода основали Народный фронт Молдовы, кричали об угнетении национальной культуры и требовали предоставления государственного статуса для молдавского языка.
Однако достаточно быстро стало ясно, что все националистические тенденции в Молдове обернулись отказом от собственной молдавской идентичности в пользу идентичности румынской, а получение независимости и провозглашение Республики Молдова рассматривалось как переходный период к ее поглощению соседней Румынией.
Уже позже стало ясно, что процессы «возрождения национального самосознания» в Советской Молдавии проходили под патронажем и контролем румынских спецслужб и с годами их влияние на политические процессы, происходящие в Молдове, стало только возрастать.
Сегодня можно смело утверждать, что молдавская власть находится под влиянием Бухареста, а также Брюсселя, Вашингтона и Берлина. Руководство Молдовы на сегодняшний день состоит из граждан Румынии — обладателями паспортов этой страны являются глава государства Майя Санду, глава правительства и парламента, депутаты и министры, судьи и высшие государственные чиновники.
Поэтому объяснимо, что деятельность нынешней власти в Молдове направлена на искоренение молдавской идентичности и замену ее на румынскую под прикрытием лозунга европейской интеграции.
Одним из главных направлений действий Санду является стремление разорвать тесные духовные связи молдавского православного народа с Русской православной церковью и подменить ее Бессарабской митрополией Румынской православной церкви, которая официально в Румынии контролируется государством. Для создания лояльной церкви Запад использует те же методики, которые уже были апробированы на Украине, и ведет активное насаждение подконтрольной Бухаресту Бессарабской митрополии в Молдове. Православная вера — неотъемлемая часть цивилизационного кода молдавского и русского народов. Уважение к традиционным ценностям является фундаментом общественного согласия в России и Молдове и залогом многовековой дружбы наших народов.
Нацелившись на разрыв отношений между Молдовой и Россией, Запад через действующую молдавскую власть активно навязывает молдавскому обществу чуждые ему неолиберальные ценности. Одним из проводников подобной идеологии в Молдове является запрещенное в России экстремистское ЛГБТ-движение*, которое пользуется покровительством нынешней власти.
Санду не скрывает планы принять закон, легализующий однополые браки в Молдове, и единственное, что ее удерживает от продвижения такого законопроекта — это президентские выборы и важный для ее карьеры референдум. Учитывая, что по последним опросам против идей ЛГБТ-движения* выступает 85% населения, их легализацией, вероятно, займутся в 2025 году в случае победы на президентских и парламентских выборах.
А пока что бессарабские румыны во главе с Майей Санду ведут наступление на молдавскую идентичность, атакуя молдавский язык. Несмотря на то, что в Конституции Молдовы государственным языком назван именно молдавский, действующая власть приняла закон, в котором он называется румынским. Это происходит, несмотря на то, что молдавский язык является исторически более древним и оригинальным, чем румынский. Кроме того, переименование государственного языка страны может вызвать социальные и политические противоречия в обществе, ведь молдавская нация сформировалась на основе молдавской культуры и истории, включая молдавский язык. А изменение, названия языка является утратой национальной идентичности, и то, что сегодня делают высшие молдавские чиновники с румынскими паспортами, является ничем иным, как этническим геноцидом молдаван.
Согласно социологическим опросам, 43% молдаван считают, что внешнеполитическая ориентация страны должна иметь сбалансированный характер. В целом желающих отказаться от «евроинтеграции» с каждым месяцем становится всë больше в Молдове, и это внушает надежды на то, что у республики есть будущее, как есть будущее и у светлого весеннего праздника Мэрцишор.
* Запрещенное в России экстремистское движение.