В начале марта 2024 года Европейская комиссия приняла и опубликовала Стратегию и Программу европейской оборонной промышленности, что стало в том числе реакцией на успехи России как в рамках специальной военной операции, так и в мобилизации ресурсов её оборонно-промышленного комплекса. Данный шаг в направлении общего военно-промышленного комплекса Европейского союза видится логичным, но ожидать результатов и реализации его в краткосрочной перспективе не стоит. Об этом пишут доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук Томского государственного университета Алексей Тимошенко и замначальника отдела внешнеэкономических связей и военно-технического сотрудничества АО «Новосибирский приборостроительный завод» Кирилл Сероштанов в статье для Валдайского клуба.
Процесс интеграции военной промышленности государств – членов ЕС в единую систему имел ограниченные результаты. Европейский союз остановился на формировании структуры и стимулов для интеграции. Например, было основано Европейское оборонное агентство, а также запущены программы «Постоянное структурированное сотрудничество», «План развития потенциала», «Скоординированный ежегодный обзор по обороне» и организован Европейский оборонный фонд. При этом финансирование по данному направлению ограничено: ежегодный бюджет Европейского оборонного агентства составляет порядка 100 миллионов евро, а Европейского оборонного фонда – около 40 миллионов евро. Совокупные военные расходы государств ЕС в 2022 году составили 258 миллиардов евро. Соответственно, подобная структура с учётом объёма финансирования могла обеспечить только реализацию отдельных проектов. Более глубокой интеграции военно-промышленного комплекса в масштабах ЕС препятствовал протекционизм государств, а политическое решение, которое позволило бы это преодолеть, так и не было принято.
Фрагментированная военная промышленность государств-членов хоть и не была достаточно эффективной, поскольку порождала дублирование систем, нерациональное использование финансовых, научных и производственных ресурсов, но вполне отвечала требованиям времени. В силу отсутствия симметричных угроз, оптимизация военной промышленности проводилась за счёт снижения финансирования и урезания производственных возможностей, а одним из основных стимулов для развития стала работа на экспорт. Осознание проблем военно-промышленного комплекса ЕС и необходимости их решения пришло к руководству Союза только после начала российской специальной военной операции. Военно-промышленный комплекс, действующий в парадигме мирного времени и ориентированный на обеспечение вооружённых сил в условиях конфликта низкой интенсивности, оказался не способен к функционированию в рамках крупномасштабных боевых действий.
Европейский союз активно и незамедлительно приступил к поддержке Украины, уже 28 февраля 2022 года направив на эти нужды средства Европейского фонда мира. В марте 2022 года поддержка Украины была концептуализирована в первой оборонной стратегии ЕС «Стратегический компас» – как вклад в европейскую безопасность и поддержание «порядка, основанного на правилах». Военная помощь из ЕС стала одной из важнейших опор военного потенциала Украины. По объёму поставок военная помощь из ЕС и государств, входящих в него, практически эквивалентна помощи из США и составляет, согласно данным Кильского института мировой экономики, более 40 миллиардов евро. Европейский фонд мира был переориентирован на поставки необходимого военного оборудования Украине, военная помощь Украине стала основной статьёй расходов этого фонда.
Европейский союз поставлял на Украину широкий спектр вооружений и военной техники (ВВТ), который практически полностью покрывает потребности современных вооружённых сил, начиная от защитного снаряжения и стрелкового оружия и заканчивая танками, ракетами и авиационной техникой. По мере развития конфликта инициировались и осуществлялись поставки всё более тяжёлой техники. Эти поставки должны были обеспечивать решение оперативных задач ВСУ. Так, например, на начальном этапе конфликта это были в основном оборонительные ВВТ, особенно средства ПВО и противотанковое вооружение, но после, когда началась подготовка контрнаступления ВСУ, акцент сменился на наступательные ВВТ, например, танки.
Запасы ВВТ вооружённых сил, компаний военной промышленности и специализированных торговых организаций, которые могут быть преданы Украине без снижения собственной обороноспособности, уже близки к исчерпанию. С лета 2023 года объём поставок Украине значительно снизился. Это связано и с отсутствием понимания стратегии дальнейших действий, что негативно влияет на принятие решений по финансированию, и с противоречиями относительно источников поставок, и с ограниченными объёмами ВВТ, которые могут быть переданы. Обстоятельства требуют от ЕС и государств в него входящих активных действий как по замещению вооружений, поставленных Украине, и наращиванию собственного военного потенциала, так и по обеспечению новых поставок.
Наиболее оперативным решением является импорт. Таким образом, Украине уже передавались, например, танки Т-72Б марокканской армии, которые проходили модернизацию в Чехии. Невозможность обеспечить поставку в полном объёме обещанного Европейским союзом в 2023 году 1 миллиона снарядов к концу марта 2024 года также вынуждает обратиться к импорту. Чехия выступила с инициативой закупки 1,5 миллиарда снарядов из уже известных источников за пределами ЕС. Обеспечить финансирование готовы около 20 государств, включая Канаду, Норвегию, Германию Бельгию и Португалию.
Вопросы снабжения собственных вооружённых сил также в значительной мере решаются за счёт закупок за пределами Европейского союза. Так, согласно данным, приведённым в Стратегии европейской оборонной промышленности, с начала спецоперации по июнь 2023 года 78% военных закупок государств-членов приходилось на поставки из государств, не входящих в ЕС, 60% – на поставки из США. Например, Польша закупает танки M1A1 Abrams в США, а также танки K2 в Южной Корее, которая становится важным поставщиком для государств ЕС. Там же закупаются гаубицы K9 (Эстония, Финляндия, Польша) и реактивные системы залпового огня K239 (Польша и Румыния). Финляндия, Чехия и Германия планируют закупить в США истребители F-35, ввиду отсутствия европейских истребителей пятого поколения. Истребитель шестого поколения The Future Combat Air System (FCAS) разрабатывается в ЕС, но до серийного производства ещё далеко.
Текущие производственные возможности военно-промышленного комплекса ЕС не могут в полной мере обеспечить оперативные потребности как государств-членов, так и Украины. Например, показательно, что бундесвер в мае 2023 года подписал контракт на закупку 18 танков Leopard 2 A8, первые танки будут поставлены в 2025 году, а весь объём – только к концу 2026 года. Проблемы с производством артиллерийских снарядов уже отмечались выше. В октябре 2023 года ЕС запущена программа «Акт в поддержку производства боеприпасов», которая направлена на увеличение производства боеприпасов в ЕС в период с 2023 по 2025 годы. В марте 2024-го соответствующим предприятиям выделены гранты на увеличение производственных возможностей, но оперативного их увеличения ждать не стоит.
Стратегия европейской оборонной промышленности и Программа европейской оборонной промышленности являются амбициозными проектами, которые направлены на повышение эффективности военно-промышленного комплекса Европейского союза, это логичный этап развития интеграции ЕС в этой сфере. В рамках проектов планируется увеличение внутренней торговли ВВТ, развитие инструмента совместных закупок, внедрение программ совместного планирования снабжения вооружённых сил, поддержка совместных военных НИОКР. Однако эти меры также не обеспечат мобилизацию военно-промышленного комплекса Европейского союза здесь и сейчас. Форсировать те процессы, которые не так активно развивались в предыдущий период, вероятно, не получится, особенно с учётом противоречий внутри ЕС из-за протекционизма государств-членов и требований срочных поставок ВВТ Украине.
Таким образом, хотя собственный потенциал военной промышленности ЕС не позволяет в полной мере удовлетворить оперативные потребности Украины, у Европейского союза есть инструменты, в том числе и финансовые, для продолжения поставок. Долгосрочное планирование интеграции военно-промышленного комплекса ЕС и развития его производственных возможностей отражает вектор ЕС на усиление конфронтации с Россией, которая рассматривается как основная угроза европейской безопасности. Стратегия закрепляет курс на милитаризацию ЕС, особенно с учётом планов Урсулы фон дер Ляйен по учреждения поста Комиссара по обороне и Жозепа Борреля по развитию интеграции военной промышленности.
Однако пока всё это является только предложениями и проектами. Реализация же будет зависеть от того, как они могут быть встроены в текущее долгосрочное планирование, в том числе завязанное на экспортные контракты, а также от возможностей по созданию новых производств и модернизации старых, для чего потребуется значительное финансирование. Сохранение и приверженность данному вектору развития военно-промышленного комплекса ЕС будет зависеть от заинтересованности в этом как самого Союза, так и государств-членов. Успехи России на поле боя, которые уже заметны по продвижению её вооружённых сил, должны показать бесперспективность продолжения поддержки Украины и развития конфронтации со стороны Европейского союза.