В рамках официального визита в Катар министр иностранных дел Республики Армения Арарат Мирзоян в интервью арабской телекомпании Al Jazeera выступил с интригующим заявлением, затрагивая проблему разблокирования региональной транспортной инфраструктуры. По его словам, «мы готовы разблокировать всю региональную транспортную инфраструктуру, в большей степени с Азербайджаном, но также и с Турцией, принимая во внимание, что этот проект поможет соединить Восток с Западом, Север с Югом». И далее: «В случае реализации проекта он обеспечит ещё один интересный способ соединения стран Персидского залива с Черноморским экономическим регионом».
Интрига тут в том, что из заявления Мирзояна следует, что армянская сторона имеет в виду прежде всего коридор «Персидский залив – Чёрное море», который, как ранее говорил Мирзоян, «позволит сократить путь индийским товарам в Россию и страны Европы через Чёрное море». При этом он уточнял, что торговый маршрут будет проходить параллельно международному транспортному коридору «Север — Юг» — Россия — Азербайджан — Иран. Грузы из Индии могут доставляться в порт Чабахар (юго-восток Ирана), далее - по суше - в Армению (либо автомобильным путём, либо по ж/д), потом - в Грузию, оттуда - в порты Болгарии или Греции, либо в Россию (через морские порты или МАПП «Верхний Ларс»). Но в этом проекте не надо ничего разблокировать, нужно просто создавать необходимую инфраструктуру. Переговоры между Ереваном и Тегераном по этой теме ведутся с 2016 года, но там, как говорится, «ещё конь не валялся». Причём разговоры по этому логистическому маршруту периодически вводятся в политический оборот в зависимости от конъюнктурных геополитических соображений на фоне конфронтации между Россией и Западом, отказа Запада от любого крупномасштабного транзита грузов, проходящих через границу России и Европы (в обе стороны), обозначения своих стратегических интересов в Закавказье со стороны других внешних игроков, в данном случае Индии, намерений Ирана сбалансировать в регионе влияние Турции. В настоящее время Иран выходит в Европу через Турцию, а в Россию – через Азербайджан.
Тем не менее Мирзоян говорит и о возможностях разблокирования региональных коридоров с Азербайджаном и с Турцией. Внешне это заявление выдержано в духе трёхстороннего мирного соглашения от 9 ноября 2020 года Россия - Азербайджан - Армения, завершившего вторую карабахскую войну. Но Баку и Анкара подняли вопрос об открытии так называемого «Зангезурского коридора», соединяющего Азербайджан с Нахичеванью и Турцией. До сих пор Армения и Азербайджан демонстрировали неготовность к компромиссу. Но сейчас, когда между сторонами запущен процесс по демаркации границ, он может столкнуться и с проблемой этого коридора в несколько ином ракурсе.
Когда Азербайджан вернул под свой контроль территории, входившие ранее в состав АЗССР, выяснилось, что государственная граница должна пройти там, где её никогда не было, во всяком случае, начиная с момента появления двух советских республик. В этой связи Баку, как пишет один армянский эксперт, «стал вгрызаться «серую зону» в Сюникской области Армении с намерениями прямого выхода на Нахичевань».
При наличии политической воли решение по взаимной договорённости с Азербайджаном по этой коммуникационной проблемы Армения получает реальный шанс на прорыв блокады при сохранении суверенного контроля над этой территорией при армянской таможне на границе. Но Баку пока выступает против, исподволь проводит мысль о некоем «международном», «наднациональном» статусе коридора, что будет означать утрату Арменией суверенитета над частью исторического Зангезура. Этого опасается и Иран. Но исторический опыт показывает, что армяне и азербайджанцы, как правило, всегда мирно уживаются в рамках одного глобального проекта. Для этого необходимо создать и подписать «сухопутную конвенцию Монтрё», которая создавала бы правила игры для сторон, чётко обозначала бы, что можно, а что нельзя.
Но выгодно ли всё происходящее России? Экономический расчёт на создание транспортного коридора в Иран обозначен пока только на бумаге, сейчас ведётся только анализ, который включает в себя не только экономическую составляющую. Возможно, альянс Москва – Тегеран в регионе компенсируют усиления коалиции Анкара – Баку. Для Армении единственным бонусом, является возможность получить коммуникационное сообщение с Азербайджаном и Турцией и экономические выгоды, на что упирают Баку и Анкара. Как пишет Forbes, «идея Еревана получить одинаково комфортный доступ к четырём морям и двум океанам нужна лишь самому Еревану». Из четырёх границ Армении открыты только две.
Перестав нуждаться в «Зангезурском коридоре» Азербайджан может только символически воспринимать мирный договор с Арменией. И тогда положение Армении будет выглядеть так: Карабаха нет, отношения с Россией испорчены, проблемы с Ираном из-за альянса с Западом, на границе с Азербайджаном по-прежнему опасно.
Так что пока, как не крути, «Зангезурский коридор» – остаётся только вопросом перспективы, хотя ситуация вокруг этого проекта стала меняться.
Станислав Тарасов