Загадка Химьяритского царства
Химьяритское царство существовало со 2 века до нашей эры по 6 век нашей эры. Сегодня это территория Йемена. История этого великого государства выходит далеко за рамки всех известных на сегодня стран. Она необычна и полна загадок. Почему историки именуют Химьяритское царство «Еврейским государством»?
Какова была кровавая история его необычайного подъёма и ужасного падения, и почему учёные говорят о ней, как о самом увлекательном уроке о влиянии религиозных сдвигов на древние империи?
Что представляло собой Химьяритское царство?
Химьяритское царство было основано на территории современного Йемена в 110 году до нашей эры. Его современники, греки и римляне, называли его Царством Гомера. Столица Химьяритского царства именовалась Зафар и располагалась недалеко от современного города Сана. Территория царства совпадала с процветающими торговыми путями вдоль Красного моря. Это чрезвычайно способствовало строительству и росту шумных портов, что облегчало культурный обмен с далёкими странами. По сей день учёные совершают археологические открытия, которые подчёркивают важную роль Йемена в мировой торговле.
Размеры всё ещё обитаемого города Суля, Йемен.
Однако религиозный и этнический ландшафт Химьяритского царства и сегодня остаётся полным белых пятен и захватывающих загадок. В пределах его границ сосуществовали различные религии, включая иудаизм, христианство и язычество. При этом государство стремилось к монотеизму. Это продолжает интриговать учёных, а также вызывать споры о его религиозной принадлежности и потенциальном влиянии на последующее развитие событий.
Расположение Химьяритского царства и Аксума.
Когда Химьяритское царство в своём развитии достигло зенита, геополитическая динамика была весьма сложной. Химьяриты заключали союзы с соседними державами, такими как: аксумиты и византийцы. Конечно же, вели войны.
Исторические источники говорят, что царство получило своё название в честь его основателя Химьяра. История Химьяритского царства начинается в 110 году до нашей эры, когда племя Химьяр решило отделиться от царства Катабан, ещё одного государства, образовавшегося в своё время на территории Йемена. Химьяритское царство быстро росло, были определены границы и основана столица Зафар, а государственным языком стал сабейский. Химьяриты быстро поглотили все соседние царства. Первой их жертвой стала легендарная Саба. Это было очень древнее государство, просуществовавшее почти 1000 лет. Однако, на Земле ничто не может существовать вечно. Римляне значительно ослабили Сабейское царство, а химьяриты, воспользовавшись ситуацией, захватили его.
По большей части заброшенные руины Бейт Бавса, еврейского поселения периода Химьяра.
Во 2 веке химьяриты покорили своих бывших хозяев, царство Катабан. Завоевав две великие империи древности, Химьяритское царство по сути откусило больший кусок, чем смогло проглотить. Саба и Катабан были завоёваны, но не уничтожены. Они подняли восстание, расколов Химьритское царство. Правда, химьяриты с поражением мириться были не готовы и отвоевали с 3 по 4 век все свои территории.
Битва при Хадрамауте, 570 г. н. э., из персидской миниатюры.
Обращение Химьяритского царства
Химьяритское государство теперь было огромным и состояло из народов, некогда принадлежавших к разным царствам. Всех этих людей нужно было как-то объединить. Ведь у каждого народа была своя религия, свой язык и обычаи. Внедрение сабейского языка прошло быстро и безболезненно. Также был принят и общий календарь. А вот с религией всё было сложнее. Цари пытались объединить все народы под одним религиозным знаменем. Примерно в 380 году химьяритский царь принял иудаизм — это и стало государственной религией. Все политеистические храмы были заброшены. Все поклонялись единому Богу, именуя его Рахманан, что означает «Господин Небес» или «Господин Неба и Земли».
Историки считают, что первым иудейским царём был Юхаамин. Он построил первый микраб или дом молитвы. Его сын Туба Абу Кариба Асад (390–420) всем сердцем принял иудаизм во время военного похода против византийцев. Таким образом Византия надеялась взять Химьяритское царство под свой контроль, но Абу-Кариба не собирался этого допускать. Он двинул войска на Ясриб (ныне Медина). Сопротивления не встретил и, видя лёгкую победу, оставил там своего сына в качестве протектора и отправился домой. Жители Ясриба убили его и Абу-Кариба, узнав об этом, немедленно развернул свои войска.
Резня еврейской общины Бану Курайза в Ясрибе.
Сначала разгневанный царь вырубил все пальмы Ясриба, а это был основной доход города. Потом он осадил город. Жители Ясриба были язычниками, но в городе проживало некоторое количество евреев. Далее произошло то, что иначе как высшим промыслом не назовёшь. Абу-Кариба тяжело заболел, а среди его людей не оказалось искусных лекарей. Зато таковые были среди евреев Ясриба. Группа еврейских врачей, рискуя жизнью, прошла в лагерь химьяритов, они стали лечить царя. Тому быстро становилось лучше. Евреи взамен просили снять осаду с города и заключить мир. Абу-Кариба пошёл даже дальше. Он не только прекратил осаду, заключил мирное соглашение и принял иудаизм, но и обратил в эту религию всех своих воинов. Также он пригласил нескольких еврейских раввинов с собой, чтобы помочь обратить в иудаизм всё своё царство.
Поначалу это вызвало в народе сильное сопротивление, ведь вопросы религии — это весьма скользкая тема. Люди вообще весьма остро реагируют, когда им говорят во что нужно верить. Но, со временем, информация о чудесном исцелении их царя сделала своё дело. Химьяриты стали добровольно принимать иудаизм.
Преследования христиан и война с Аксумом
Хотя история о том, как Абу-Кариба из благодарности обратился в иудаизм, прекрасна, это ещё не всё. В это самое время активно распространялось христианство, несмотря на жестокие преследования. Сначала Химьяритское царство было весьма лояльно к другим религиям. Но всё изменилось, когда началась война с Аксумом. Аксум изначально был еврейским государством, но вскоре обратился в христианство. Аксумиты всегда были конкурентами химьяритов, а более благодатной почвы для вражды, чем межконфессиональная напряжённость, придумать трудно. К тому же в это время масла в огонь подлило то, что Римская империя пала, а из пепла восстала христианская Восточная империя - Византия.
Лидеры государств часто использовали свою веру как предлог, чтобы расширить свои границы и начать войну. Конечно, на самом деле у всех войн всегда весьма прозаические причины — это деньги и власть. Главным же тогда было то: кто же будет контролировать торговлю пряностями с Индией — это гарантировало сказочные богатства. Аксум и Византия подрывали влияние химьяритов, отправляя христианских миссионеров в Аравию. К сожалению, это привело к религиозным преследованиям невинных людей, просто живущих своей жизнью. Христиан стали жестоко преследовать. Таким образом власти считали, что борются с влиянием Византии.
В свою очередь, казни христиан дали Аксумскому царству прекрасный повод для вторжения. К концу 5 века Химьяритское царство владело большей частью Аравийского полуострова, но это продлилось недолго. Вскоре они потеряли Аравийский полуостров, когда вторгся Аксум, приведя к власти своих царей и основав церкви в Зафаре. Между 500-522 годами нашей эры в Химьяре нет еврейских надписей, царство полностью перешло в христианство. В этот период Химьяр, по-видимому, стал государством-данником Аксума. Есть даже записи, предполагающие, что в этот период царство было в союзе с Византией.
Конец Химьяритского царства
Однако Химьяритскому царству было суждено пережить ещё одно, последнее кровавое возрождение. В 522 году умер Мадикариб Яфур, один из христианских царей Химьяра. Зу Нувас, одержимый идеей восстановить иудаизм, захватил власть. Он сжигал церкви или превращал их в синагоги. Христиан преследовали и насильно обращали иудаизм. Те, кто оказывал сопротивление, были убиты.
Бронзовая статуя Дхамара Али Яхбура II, царя Химьярита, который, вероятно, правил в конце 3 или начале 4 века нашей эры.
Зу Нувас объявил преследование христиан священной войной. Он планировал создать союз с Персидской империей, а также привлечь израильтян. Царь надеялся, что эта коалиция сможет одновременно уничтожить христиан Аксума и Византии. Последнее сражение было невероятно кровавым. Это была просто резня. Химьяриты были разгромлены аксумитами, погибли тысячи людей. Это был конец Химьяритского царства. Оно оставалось под контролем Аксума примерно до 565 года нашей эры, когда персы изгнали аксумитов и сделали эту землю своей.
Так пала одна из величайших империй Древнего мира. История Химьяритского царства лишний раз свидетельствует о том, что не имеет значения, насколько велика или сильна нация, в конце концов судьба всех империй — падение.
Очень часто люди говорят, что войны ведутся из-за религии. Не было бы религий — не было бы войн. На самом деле всё это всегда лишь предлог. Абсолютно все войны в истории человечества велись только с целью расширения границ и сфер влияния. В Древнем мире каждое царство отчаянно стремилось заполучить контроль над прибыльной торговлей пряностями с Индией. Для лидеров Химьярита и их соседей религия была всего лишь инструментом, которым они могли воспользоваться, чтобы настроить население против врагов и начать кровавые войны. В конце концов, эта стратегия привела к гибели Химьяритского царства. «Священная» война Зу Нуваса стала смертным приговором великой империи. Сегодня в мире мало что изменилось. Уроки истории никто учить не хочет...