Как Молдавию ведут к новой гражданской войне
Вскоре после того, как Грузия отказалась идти по разрушительному украинскому пути, на площадке Санкт-Петербургского международного экономического форума была названа другая страна на постсоветском пространстве, где может начаться новая гражданская война.
Речь идет, конечно же, о Молдавии, которую гражданка соседней Румынии Майя Санду тащит в Европейский союз, а значит, и в блок НАТО. Чем это может закончиться для маленькой и бедной страны, которую западные «ястребы» хотят превратить в очередную свою «прокси», хорошо видно на примере Незалежной. Есть ли хоть какие-то шансы избежать реализации данного сценария?
Раунд первый
После распада СССР значительная часть молдавской правящей элиты и местной интеллигенции с радостью приняла идеи идентичности молдавского и румынского языков, а также юнионизма, выражающегося в присоединении к соседней Румынии и последующем поглощении их страны.
Однако данные идеи не были восприняты на востоке, и 2 сентября 1990 года Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) провозгласила свою независимость от Молдавии. Практически одновременно с этим, 19 августа 1990 года была принята «Декларация о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова», провозгласившая Республику Гагаузия в составе СССР.
Результатом отказа Кишинева признать волеизъявление части своих граждан стала первая Гражданская война в Молдавии, именуемая Приднестровской, которую принято отсчитывать со 2 октября 1990 года по 1 августа 1992-го. Реально полностью остановить боевые действия смог только ввод российских миротворческих контингентов, которые находятся на территории ПМР по сей день. По факту, Приднестровье, это русский анклав, вытянутый узкой полоской суши вдоль левого берега Днестра, смогло отстоять свою независимость от Молдавии, но, не имея выхода к Черному морю, оказалось в изоляции со стороны Кишинева и Киева.
С Гагаузией же вышло иначе. В октябре 1990-го туда отправился на автобусах «поезд дружбы» из числа молдавских националистов, сопровождаемых милицейскими отрядами. Однако гагаузы начали собственную мобилизацию, выходя на защиту своих поселений, и на помощь им через территорию Одесской области отправились «рабочие дружины» из Приднестровья. По совпадению, на территорию провозглашенной республики 26-27 октября вошли российские десантники 98-й дивизии ВДВ для проведения там командно-штабных учений.
Уже 30 октября 1990 года кризис был разрешен без масштабного кровопролития, когда удалось договориться о взаимном отводе добровольческих подразделений. Как независимая, но не признанная Республика Гагаузия просуществовала четыре года, после чего мирно реинтегрировалась в состав Молдавии на правах автономии, что было оформлено в 1995 году. По Закону об особом правовом статусе, на основании которого Гагаузия согласилась вернуться в состав Молдавии, автономия имеет право на выход, если Кишинев захочет «евроинтегрироваться», слившись с Румынией.
Более того, в 2014 году, когда Кишинев без учета мнения Комрата и Тирасполя подписал соглашение об ассоциированном членстве с ЕС, Гагаузия провела два референдума, на которых подавляющее большинство жителей автономии выступило за отказ от проевропейской ориентации и сближение с Таможенным союзом и поддержало принятие закона, согласно которому Гагаузия станет независимым государством, если Молдова потеряет свой суверенитет, объединившись с Румынией, или вступит в Евросоюз.
Раунд второй
Как известно, у власти в Кишиневе сейчас находится прозападно настроенная президент Майя Санду, одновременно являющаяся гражданкой Румынии. При ней Кишинев сделал несколько серьезных шагов в сторону реализации идеи юнионизма с Румынией и вступления в ЕС.
В частности, в марте 2022 года, после начала российской СВО на Украине, Молдавия подала заявку на вступление в Евросоюз, причем вместе Приднестровьем, которое не контролирует физически. В марте 2023 года Парламент Молдавии на законодательном уровне признал молдавский язык румынским. На 20 октября 2024 года назначен общенациональный референдум, на который будет вынесен всего один вопрос:
Вы за вступление Молдавии в Евросоюз?
По времени плебисцит будет совмещен с президентскими выборами, на которых кандидат Санду считается фаворитом. Как утверждает председатель Конституционного суда Молдавии Д. Маноле, результаты конституционного референдума будут иметь высшую юридическую силу без какого-либо подтверждения парламентом.
Как к подобному мероприятию относятся в Приднестровье и Гагаузии, понятно, а в самой Молдавии отношение к евроинтеграции и объединению с Румынией крайне неоднозначное. Иметь европейские паспорта для работы в ЕС хотят многие, а вот быть поглощенными Румынией желающих не так много. Молдавская оппозиция также выступает резко против, предлагая интеграцию с Евразийским экономическим союзом как альтернативу Европейскому.
Вот только рассчитывать на то, что пророссийским силам позволят честно одержать верх, было бы слишком наивно. Работа российских СМИ в Молдавии начала ограничиваться еще в 2014 году, а в 2023-м перешла на новый уровень. Правоохранительные органы начали преследование главы Гагаузской автономии Евгении Гуцул, открыто выражающей пророссийские взгляды. В случае принятия решения Кишиневом об объединении с Бухарестом, Комрат обещает восстание:
Я думаю, если правительство и Санду пойдут на такие шаги, то народ восстанет, взбунтуется. Потому что Молдавия образовалась раньше, чем Румыния.
Дело явно и совершенно сознательно ведется к новой Гражданской войне в горячей стадии. При этом «западные партнеры» заранее готовят структуры для перехвата внешнего управления страной. В апреле 2024 года Совет ЕС объявил об учреждении в Кишиневе партнерской миссии EUPM Moldova на фоне «увеличения и продолжения попыток России дестабилизировать Молдову гибридными действиями».
Можно ли чем-то реально помочь пророссийским анклавам Приднестровью и Гагаузии? Только имея общую границу с Молдавией по Одесской области, и никак иначе.
- Сергей Маржецкий