Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его американский коллега Джо Байден «должен доказать, что озвученный им недавно поэтапный план урегулирования на Ближнем Востоке не является предвыборной инвестицией, а отражает искреннее желание решить проблему». По его словам, «резолюция Совета Безопасности ООН – это один шаг, но егонедостаточно, и мы знаем, сколько решений совета на бумаге игнорируется Израилем. Байден сейчас проходит проверку на искренность».
Ранее президент США огласил условия нового проекта соглашения по мирному урегулированию, которое состоит из трех этапов. Первый рассчитан на шесть недель и подразумевает полное прекращение огня, вывод израильских войск из населенных районов Газы, освобождение удерживаемых движением ХАМАС заложников в обмен на освобождение из тюрем сотен палестинских заключенных. Также в этот период стороны должны начать переговоры, а режим прекращения огня будет действовать до достижения взаимопонимания. Вторая фаза предполагает освобождение всех остающихся в живых заложников, в том числе военнослужащих. Третий этап - это реконструкция сектора Газа и передача близким останков погибших израильтян. Этот план поддержали главы внешнеполитических ведомств Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Египта. Они призвали стороны палестино-израильского конфликта «серьезно и позитивно отнестись к плану по прекращению огня в секторе Газа». Но правительство Израиля опровергло план Байдена о сделке с ХАМАС по выводу войск из Газы и освобождению заложников для урегулирования конфликта. Соответствующее заявление сделал премьер-министр Биньямин Нетаньяху. ХАМАС также отверг план Байдена и теперь, как пишет Reuters, «мирное соглашение по Газе все больше напоминает свидетельство о смерти». Тем не менее Байден на полях саммита G7 в Италии перевел все «стрелки» в сторону ХАМАС, считая, что это движение «должно сделать первый шаг», а на уточняющий вопрос о том, уверен ли он, что в ближайшее время получится достичь договоренности, он ответил: «Нет, я не теряю надежды».
Под первым шагом со стороны ХАМАС, пишет газета Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на лидера движения в Газе Яхья Синвара, имеется в виду «согласие на полное разоружение, что сейчас практически невозможно». Что касается Израиля, то ему предлагается в качестве предварительного условия объявить о «постоянном прекращении огня», что также нереально. Но вместо того, чтобы оказать более сильное давление, прежде всего, на Израиль США решили провести через Совбез ООН резолюцию в поддержку этой сделки, призывая международное сообщество оказать равное давление на обе противоборствующие стороны. Такой сдвиг в позиции Белого дома эксперты объясняют частичной утратой контроля над ситуацией в целом, и выстраиванием отношений как с Израилем, так и с ХАМАС.
Анкаре, конечно, об этом хорошо известно. Но призыв Эрдогана вернуться к плану Байдена не является ораторским приемом риторического свойства. Первое. Он видит, что посреднические усилия со стороны арабских стран, к которым прибегают США, не дали результатов. Второе: уклонение от инициативы Байдена со стороны Израиля и ХАМАС во многом связано с проблемой управления в Газе и будущего обустройства Палестины. Нетаньяху готов на мир, если ХАМАС будет либо ликвидирован, либо откажется от власти. Теоретически существует вариант создания общей коалиционной администрации с участием ХАМАС и ФАТХ, что может стать транзитом власти в Палестине.
Этот проект поддерживает Турция, заявляющая о готовности выступить в роли посредника и гаранта в урегулировании конфликта между Израилем и Палестиной. Но США, как пишет турецкая газета Hürriyet, «обсуждают с Эрдоганом только общие проблемы палестино-израильского урегулирования, блокируя ее участие в этом процессе в статусе посредника». Кстати и не все арабские страны поддерживают активизацию Турции на этом направлении, хотя глава МИД Турции Хакан Фидан передавал послание Иордании, Египту, Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, в котором предлагалась «система гарантий» для урегулирования палестино-израильского конфликта и были предложения о присутствии международных войск в Газе, чтобы избежать дальнейших раундов эскалации. В свою очередь ХАМАС потребовал, чтобы Китай, Россия и Турция были гарантами любого соглашения, которое будет достигнуто с Израилем. Как сообщает израильская общественная телекомпания Kan, запрос был отклонен как США, так и Израилем. Госсекретарь США Блинкен также заявил в интервью «Аль-Джазире», что такие требования ХАМАС неприемлемы. В итоге Турция оказывается на обочине мирного процесса и, в отличие от арабских стран, продолжает осуждать жесткую тактику Израиля, подчеркивая бездействие Запада и двойные стандарты на фоне масштабного гуманитарного кризиса и растущего числа погибших в Газе.
Но это только вершина айсберга, появившегося в отношениях двух ближайших в прошлом союзников – США и Турции. В этой связи The Washington Examiner пишет, что США и Израиль подозревают, что «через Эрдогана в нынешний ближневосточный кризис начнется проникновение Владимира Путина, и блокируют все мирные инициативы Турции». Они опасаются, что всё пойдет не так, как было ими задумано. В результате метания США на Ближнем Востоке продолжаются, и спасти план Байдена вряд ли кому-то удастся. Поэтому Эрдогану впору говорить не о совместных действиях с Западом в отношении кризиса в Газе, а о защите от них.