Голосование по почте — попытка Санду гарантировать себе второй президентский срок
Итоги пребывания Майи Санду на посту президента Республики Молдова оказались настолько плачевными, что задолго до очередных президентских выборов, назначенных на 20 октября этого года, президент и представители ее команды всерьез озаботились складывающейся не в их пользу политической ситуацией.
Накануне выборов действующая власть столкнулась с тем, что рейтинг Майи Санду составляет лишь половину от того уровня, который позволил ей победить на президентских выборах в конце 2020 года. И хотя на сегодняшний день Санду, по всем опросам, лидирует среди потенциальных кандидатов на высший государственный пост страны, никаких гарантий ее переизбрания нет, что заставляет ее нервничать и искать варианты, которые обеспечат ей второй президентский срок. Одним из таких вариантов стал «пилотный» проект введения на предстоящих выборах голосования по почте.
Он был выбран прежде всего потому, что такой способ волеизъявления дает широкие возможности для «вбросов» бюллетеней и различного рода фальсификаций. Примером этого является видео, опубликованное блогером Тудором Шолицей в своем Tik-tok, о том, как он отправляет письма из Швеции в Центризбирком Молдовы от имени Майи Санду, спикера Гроссу и премьера Речана. Это видео было снято в рамках проводимого блогером расследования возможностей фальсификации при голосовании по почте.
«В этом голосовании нет никакого контроля. За вас проголосовать и отправить письма может любой», — заключает блогер.
Свое исследование он провел сразу же после того, как Санду промульгировала закон, который позволяет голосовать по почте гражданам Молдовы, проживающим в странах Северной Америки и Скандинавии. Швеция, откуда Шолица отправлял свои письма, также входит в этот перечень. Перечень государств, где будет осуществляться данный «пилотный проект», также интересен и включает в себя США, Канаду, Норвегию, Швецию, Финляндию и Исландию. Основанием и главной причиной, которыми мотивируется данный список, является содействие в осуществлении права участия в выборах в тех странах, где из-за больших расстояний проживающим там гражданам Молдовы сложно добраться до избирательных участков.
Однако при этом голосование по почте, экстренно вводимое в Молдове, не будет внедрено для молдавских избирателей в Российской Федерации, «потому что на территории России идет война», заявил соавтор законопроекта, депутат правящей партии PAS Виталий Гаврук.
Но вскоре он назвал новую причину: «Европейская комиссия по демократии и праву сказала, что альтернативная форма голосования организуется там, где есть заслуживающая доверия, надежная почтовая служба, и это не случай России, в которой нет свобод граждан, нет свободы почты и ничего не существует, поэтому там не может быть обеспечено право голоса». Очевидно, настоящей причиной, по которой молдавской диаспоре в России отказано в праве участвовать в голосовании по почте, является то, что здесь Санду не наберет голосов. Впрочем, точно так же, как и в Италии, где многочисленная молдавская диаспора настроена к ней негативно.
По тем же соображениям определяется и число открываемых избирательных участков в различных странах. Так, например, при практическом равенстве численности молдавской диаспоры в России и Западной Европе количество участков в Российской Федерации обычно в десять раз меньше. По молдавскому законодательству этим вопросом занимается Министерство иностранных дел, которое сейчас возглавляет вице-председатель партии PAS Попшой, что в конечном итоге и объясняет неравномерность распределения пунктов для голосования за границей.
С момента прихода к власти проевропейских партий в 2009 году эта практика стала настолько странной, что вопрос о политической мотивированности количества избирательных участков за рубежом для голосования на выборах в РМ всегда поднимался при подготовке отчетов Наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Об этом сообщил участник данных миссий на выборах в республике от ПАСЕ Стефан Шеннах в ходе встречи с представителями парламентской оппозиции и экспертного сообщества, которая состоялась на площадке летней сессии ПАСЕ в Страсбурге.
Он заявил, что у наблюдателей всегда вызывало недоумение, почему в Германии, например, открывается 30–40 участков, а в России, где молдавских граждан больше, всего пять.
В ходе обсуждения недавно принятого закона о частичном внедрении голосования по почте подчеркивалось, что этот документ также не учел интересы всех молдавских избирателей, хотя на это особо обращала внимание парламентская оппозиция.
Один из ее представителей, депутат Василий Боля, отметил в ходе заседания парламента, что из-за разницы в часовых поясах, когда в Молдове избирательные участки уже будут закрыты и будут подведены итоги, на территории Северной Америки выборы будут продолжаться еще 10–12 часов. И сложно контролируемое оппозицией голосование по почте дает PAS возможность маневра для манипулирования результатами на территории самой республики. Василий Боля добавил: не выглядит правдоподобной версия, что процедуру голосования по почте прорабатывали год-полтора, поскольку год назад правящей партией был принят новый Кодекс о выборах. И тут возникает законный вопрос: если кто-то так давно работал над системой почтового волеизъявления, то почему его не включили в новый кодекс и теперь приходится для этого принимать отдельный закон?
«Голосование по почте — это очередная афера PAS. Они прекрасно знают, что без диаспоры им не победить. Хотят провернуть ту же схему, что и в 2020 году. Сейчас в ход идут новые инструменты, но суть та же. Почтовое голосование для отдельных диаспор выглядит как издевательство. Почему не вошли молдаване, живущие в России? Так решила Санду», — считает лидер оппозиционного блока «Победа» Илан Шор.
Несмотря на очевидный крен в пользу западной молдавской диаспоры, спорные моменты в плане демократичности данного способа голосования, Венецианская комиссия дала положительное заключение Закону о частичном внедрении голосования по почте, принятому парламентом Молдовы 26 апреля 2024 года. Комиссия приветствовала предложение властей республики ввести голосование по почте, «поскольку количество граждан Молдовы, имеющих право голоса, установленное за рубежом, велико по сравнению с другими государствами, а практика, по которой они голосовали в прошлом, создавала трудности». Комиссия отмечает, что «ограниченный территориальный охват пилотного голосования приемлем, поскольку он применим к одним выборам», а именно к референдуму и президентским выборам 20 октября 2024 года.
Вместе с тем Венецианская комиссия отметила, что:
— голосование за пределами страны не является необходимым или обязательным по международному праву;
— голосование за пределами страны может помочь гражданам, проживающим за рубежом, поддерживать связь с родиной. Однако в странах с большой диаспорой граждане, живущие за границей, могут оказывать непропорционально большее влияние на политическую ситуацию в стране;
— если целью закона является проверка осуществимости норм и внедрения, можно было бы выбрать страны со сравнительно небольшим количеством жителей с молдавским гражданством, чтобы эффект почтового голосования с меньшей вероятностью оказал значительное влияние на результаты выборов.
Но введением голосования по почте уловки властей не исчерпываются. Майя Санду придумала, как заставить оппозицию работать на свою повестку: ЦИК обязали выдавать бюллетени для избрания президента и еврореферендума одной ведомостью. Теперь оппозиция приведет избирателей к урне, и те обязаны будут получить бюллетень, что повысит явку на референдуме, который был скорее обречен на провал. Результаты откорректируют голосованием по почте в США и Канаде. Это противозаконно, как и проведение референдума в один день с президентскими выборами. Однако западные партнеры президента очень обеспокоены возможностью проиграть, потому закрывают глаза на череду нарушений законодательства. Правящей партии очень важно осуществить задуманные изменения в Конституции, чтобы обеспечить необратимость евроинтеграции.