Мы все должны были «энергично разозлиться» на Россию, чтобы для неё это имело неприятные последствия. Москва должна была перестать зарабатывать деньги. Но что-то пошло не так, пишет на страницах польского портала Spider's Web экономический журналист Михал Табака.
Да, инфляция в России в июле подскочила до самого высокого уровня, а Центральный банк уже открыто говорит о глубокой рецессии, но российский президент Владимир Путин по-прежнему дергает за энергетические ниточки. На этот раз в основном за те, что касаются поставок СПГ.
План был такой: сначала Европейский союз диверсифицирует свои поставки газа и таким образом становится энергетически независимым от Москвы. Затем добавляется ещё один пакет санкций – и Россия едва ли сможет выжить. Так рассуждали ещё два года назад, спустя несколько месяцев после российского наступления на Украину в феврале 2024 года. Сегодня ясно, что из этих намерений ничего не вышло.
Как подсчитал аналитический центр Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA), с начала специальной военной операции Россия только на торговле ископаемым топливом с ЕС заработала примерно 200 миллиардов евро: около 107 миллиардов на нефти, около 87 миллиардов евро на газе, около 3,5 миллиарда евро на угле. А теперь Bloomberg сообщает, что растут поставки российского СПГ в Европу.
Это говорит о том, что, хотя Евросоюз и хочет снизить свою зависимость от российского газа, эту зависимость необходимо рассматривать в контексте мирового рынка СПГ, комментирует старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катерина Яфимава.
Предпосылкой было следующее: Европа должна наконец перерезать пуповину от российского газа. Потому что иначе она не будет застрахована от дальнейшего «шантажа» со стороны Москвы. И с газом, который перекачивали по трубопроводам, всё получилось, как нельзя лучше. Сейчас с Востока по трубе в ЕС поступает лишь малая часть того, что поставлялось ещё в самом начале 2022 года.
Но уже со сжиженным природным газом все не так радужно. Эти российские поставки неизменно остаются стабильными. А продажи СПГ из России в такие страны, как Франция и Испания, с начала украинского конфликта даже выросли.
В чем же причина? Оказывается, американские поставщики СПГ все чаще обходят Европу стороной. Экспорт резко упал после того, как погрузка на техасском заводе Freeport LNG была приостановлена на две недели из-за опасений по поводу урагана «Берил».
Есть и ещё одна причинам: покупатели американского СПГ просто стали платить за него больше. В результате поставки США переориентировались на Азию, отправки куда выросли в июле этого года до самого высокого уровня с 2021 года. И Европе придется приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию.
По словам Яфимавой, ближе к зимнему сезону и во время него можно ожидать усиления конкуренции. Но в начале следующей весны ситуация может стать ещё хуже. Ведь вступит в силу 14-й пакет европейских санкций против Москвы, который будет распространяться на СПГ.
Согласно им, российским танкерам будет запрещено перегружать СПГ на другие танкеры в европейских портах для дальнейшего следования в Азию. Частично такой газ предназначался и европейцам. Срок действия контрактов, заключенных до 25 июня 2024 года, истекает 26 марта 2025 года. Некоторые эксперты предполагают, что запрет затронет около 20% российского СПГ для европейцев.
В 2023 году ЕС заплатил около 8,1 миллиардов евро за 18 миллиардов куб. м российского СПГ. Запрет на перевалку около 5,3 миллиардов куб. м может означать потерю около 2,5 миллиардов евро или даже больше, говорит главный энергетический аналитик по Европе в IEEFA Ана Мария Яллер-Макаревич.
А что насчет полного запрета на поставки российского СПГ в Европу? С этим может быть гораздо хуже. Ведь ни для кого не секрет, что такие страны, как Испания, Франция и Бельгия, постоянно им пользуются.