Дальневосточный прорыв
На Владивостокском экономическом форуме президент Владимир Путин дал понять, что время преклонения перед сильными мира сего с их боингами, модными лексусами, гаджетами, продвинутой электроникой прошло.
В качестве национального приоритета на весь ХХI век заявлено развитие дальневосточных регионов. Владимир Путин назвал Дальний Восток «нашим флагманом в новой глобальной экономической реальности», подчеркнув его роль как важнейшего «фактора укрепления позиций России в мире».
Мы строим свою суверенную экономику без оглядки на Запад, переориентируя свои рынки на Восток, прокладываем новые торговые пути, перестраиваем логистику. Это чётко прослеживается в заявленных мегапроектах и основных направлениях развития нашей страны на перспективу. Счёт идёт уже не на миллиарды, а на триллионы, которые инвесторы готовы вложить в экономики отдалённых от Москвы территорий.
Дальний Восток сегодня – самый быстроразвивающийся макрорегион, к которому приковано внимание всего мира. Объём вложений в реальный сектор Дальневосточного Федерального округа за прошлый год вырос на 30% (по России этот показатель – 10%), товаров и услуг произведено (не считая финансового сектора) почти вдвое больше – 8% против 4,8% в среднем по стране. Здесь строят в три раза больше, чем в целом по России. А вот обрабатывающая промышленность за 2023 год прибавила всего 1,6%. Казалось бы, всё необходимое для роста промышленного производства создано: за несколько лет только в рамках так называемых преференциальных режимов было реализовано три тысячи инвестиционных проектов на огромную сумму – девять триллионов рублей. Введены в эксплуатацию более тысячи новых предприятий, создано 153 тысячи новых рабочих мест. Однако разгонять дальневосточные производственные мощности пока не выгодно из-за проблем со сбытом промышленных товаров. Везти их в Москву себе дороже. Гораздо выгодней работать на экспорт. С развитием логистических маршрутов с Юго-Восточной Азией у дальневосточников появится выход на зарубежные рынки, и тогда производственные планы можно удвоить и даже утроить.
На пути опережающего экономического роста Дальнего Востока встаёт ещё одна проблема – дефицит энергетических мощностей. Темпы роста потребления энергии в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) превышают среднероссийские в 2,5 раза. Государство готово вкладывать огромные деньги в перспективную энергетическую инфраструктуру. Среди них особо выделяется строительство первой в регионе атомной электростанции, запуск которой намечен на 2032 год.
На решение дальневосточных проблем направлен целый арсенал мер государственной поддержки участников высокотехнологичных проектов. На опережающее развитие работают механизм дальневосточной концессии, специальные кредиты на строительство дорог, инженерных коммуникаций, инфраструктурные облигации и льготные займы Дома.РФ, ВЭБа.РФ. Особые условия делают Дальний Восток крайне интересным направлением для инвестиций в мировом масштабе. Однако реализовать мастер-планы дальневосточных регионов без привлечения частного капитала, как считает глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, невозможно. Удовлетворить потребность инвесторов в недорогих кредитных ресурсах помог бы механизм субсидирования процентной ставки по проектам дальневосточной концессии. В частности, можно было бы за счёт увеличения размера льготного финансирования, предоставляемого ВЭБом, с привлечением субсидий Минвостокразвития.
Для крупных и наиболее значимых проектов банки предлагают свои финансовые инструменты, стимулирующие инвестиции. Так, например, заёмщики могут вписаться в программу «Фабрика проектного финансирования» и под важные для государства проекты получить кредиты на специальных условиях под 10–11%. Инвесторам выдают средства на основании договоров синдицированного кредита (займа) с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ, которые и привлекают кредиты по плавающей ставке с учетом риска изменения макроэкономической ситуации. Это и есть один из главных инструментов, с помощью которого финансируются крупные стройки Дальнего Востока.
После того, как Центральный банк усилил работу по кредитному сжатию, ВЭБ открыл проектное финансирование наиболее сложным стратегическим проектам. Денег для осуществления заявленных на форуме инвестиционных планов, как считает председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, в стране достаточно: средства на счетах коммерческих организаций и физических лиц растут.
Законодательство позволяет взаимодействовать и с инвесторами, и с коммерческими банками для создания синдикатов, запуская инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) под промышленные проекты. Владимир Путин предложил сделать ВЭБ.РФ одним из обязательных участников проектов ГЧП. На эту корпорацию будет возлагаться теперь контроль за системой распределения рисков, оценка выгоды проекта, как для государства, так и для бизнеса. В то же время, как отметил глава государства, для более интенсивного развития этой сферы нужно улучшать профильное законодательство, а также сам механизм работы партнерства. Правительству вместе ВЭБ.РФ предстоит определить конкретные параметры и масштабы сделок в рамках ГЧП, которые должны совершаться с обязательным участием госкорпорации.
О том, что меры по созданию особой экономической среды работают, говорит растущее количество инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке с господдержкой. По данным Минвостокразвития, их число уже превысило 3,6 тысячи. На Дальний Восток удалось привлечь 9,8 триллиона рублей, из которых 4,5 триллиона уже вложены в конкретные производства и стройки.
С помощью льгот для территорий опережающего развития, Свободного порта, Арктической зоны РФ и других преференционных режимов в регионе реализуется тысячи инвестиционных программ. Создаются высокотехнологичные производства в самых разных сферах – от добычи полезных ископаемых, нефте- и газохимии, судостроения до агропрома и сферы услуг. Строятся центры обработки данных (ЦОД), создаётся отечественное программное обеспечение с применением искусственного интеллекта. Работает венчурный фонд «Восход», который сосредоточен на развитии высокотехнологичных компаний, продвигающих инновации в биотехнологиях, медицине, робототехнике, «зеленых» технологиях, агротехнологиях и фудтехе, микро- и оптоэлектронике. Уже профинансировано более двадцати компаний. Среди них – разработчики системы анализа медицинских изображений на основе технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта, программного обеспечения для управления промышленными роботами, инновационных биополимеров, системы голографической дополненной реальности и другие.
Крупнейшие дальневосточные университеты работают в кооперации с азиатскими партнёрами в области фармакологии, биомедицины, нейротехнологий. Для привлечения лучших ученых и организации взаимовыгодной кооперации со странами АТР на Дальнем Востоке создается Инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) на острове Русский. Здесь будет построен инновационный комплекс, который объединит ИТ-парк, биомед- и биотех-центры, школу морской инженерии и интернат для одаренных детей. Резидентам ИНТЦ предоставляются налоговые и административные льготы.
Санкции заставили в ускоренном темпе перестраивать логистику, запущены крупнейшие транспортные проекты региона. Строящаяся магистраль от Петербурга до Владивостока скоро дойдёт до Екатеринбурга, а затем до Тюмени и свяжет воедино автомобильные маршруты, авиасообщение и морские перевозки. За ближайшие восемь лет Восточный полигон железных дорог, Транссиба и БАМа реконструируют и обновляют: предстоит уложить 3100 километров железнодорожного полотна, построить несколько автодорог и объектов, в том числе дублеров тоннелей. Всего на этом отрезке пути предстоит ввести в строй более 300 объектов, более ста новых мостов и тоннелей, в том числе через реки Рену, Бурею, Селенгу, Амур. За последние 10 лет на Транссибе и БАМе построено более 2 тыс. и модернизировано свыше 5 тыс. км пути. По итогам текущего года, провозная способность восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180 млн тонн.
Этот проект президент РФ назвал превосходящим по масштабу самый крупный инфраструктурный проект СССР – строительство БАМа.
По итогам прошлых форумов на Дальнем Востоке насчитываются десятки совместных проектов. В городе Артёме, например, собирают для бизнеса 600 китайские автомобилей в год. Их охотно раскупают в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке. Россия и Китай развивают 86 совместных инвестиционных проектов стоимостью 18 трлн рублей. Ведущие деловые объединения России и Китая оказывают содействие по продвижению российских товаров и брендов за рубежом.
Наша страна продолжит наращивать грузопоток по Северному морскому пути. Для этого строятся ледоколы, укрепляется инфраструктура. Байкало-Амурская магистраль должна стать не только полностью двухпутной, но и электрифицированной на всем протяжении. Получит развитие автотранспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока.
В этот раз дальневосточный инвестиционный портфель пополнился 258 подписанными соглашениями на рекордные для форума 5,4 трлн рублей. В их числе такие важнейшие договоренности, как строительство новых крупных предприятий в разных регионах страны, например лесоперерабатывающего завода в Сахалинской области и химического комплекса в Коми.
Крупнейшие госкорпорации и частники презентовали на форуме технологии транспорта будущего, сделав на авиаперевозках особый акцент. Новые машины собственного производства SSJ-100, МС-21, «Байкал», как заявил министр транспорта России Роман Старовойт будут особо востребованы в том числе и на региональных перевозках.
«В нашем портфеле 3500 компаний, реализующие на Дальнем Востоке и в Арктике свои проекты. Ни один бизнес не нажал стоп-кран, несмотря на особенности денежно-кредитной политики, на геополитическую ситуацию», – заявил по итогам форма министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
С 2013 года была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока. За это время на Дальнем Востоке было запущено около 3,5 тыс. промышленных и инфраструктурных проектов. Темпы роста резко увеличились, они в три раза больше общероссийских. Сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток. ТОРы – это оазисы для бизнеса. Предприниматель может рассчитывать в них на нулевой налог на прибыль на имущество и землю в первые пять лет, на таможенные преференции.
Размах дальневосточных преобразований настолько широк, что без привлечения иностранных компаний не обойтись. Отсюда и появилась озвученная на форуме идея по созданию первой международной территории опережающего развития (ТОР) в Приморском крае. Здесь планируется построить новый глубоководный порт с участием белорусских и китайских компаний.
Заявленные планы и чётко обозначенные перспективы с уникальными возможностями для самореализации и построения карьеры на новых предприятиях привлекают на Дальний Восток молодых людей в возрасте 20–24 лет. Росстат фиксирует такую тенденцию уже восемь лет подряд. В регионе открыто более 224 тысяч вакансий. Требуются горняки, строители, специалисты в области транспорта, логистики, машиностроения, рыболовства и аквакультуры и во многих других отраслях. Приезжающим на Дальний Восток специалистам компенсируются расходы на переезд. При этом суммы компенсации для Дальнего Востока в 4,5 раза больше, чем в других регионах. В среднем по этой программе ежегодно приезжает около тысячи специалистов востребованных профессий.
Созданы особые условия для поддержки учителей, врачей и фельдшеров, переезжающих на работу в малые населенные пункты региона. Выплаты в рамках программ «Земский учитель», «Земский врач» и «Земский фельдшер» с этого года увеличены в два раза по сравнению с другими регионами. По программе льготного ипотечного кредитования сохранена ставка на уровне двух процентов годовых. По программе «Доступное арендное жилье» строятся 10 тысяч квартир, которые будут сдаваться востребованным специалистам по льготной ставке. Первые дома уже готовы к заселению в Якутии, Приморье и на Чукотке.
Посмотреть на преобразившиеся территории, до недавнего времени считавшиеся «беспросветным захолустьем» приезжают со всего мира. Дальневосточные города, кстати, возглавили рейтинг по росту туристического спроса.
Преображая Дальний Восток, мы создаем новые точки опоры на будущее. Привлекаем инвестиции, запускаем новые заводы, прокладываем скоростные трассы, формируем условия для запуска сложнейших проектов и формирования новых отраслей. Государство заинтересовано в том, чтобы сюда хотелось не только приехать, но и остаться здесь жить.
Несмотря на санкции Дальний Восток стал флагманом экономического развития и его опыт, безусловно, должен быть востребован в масштабах страны.