Нефть и электромобили
В западных СМИ идёт тотальная промывка мозгов на тему «нефти каюк, нефть будет $60, а потом по $40, а потом вообще нафиг не нужна» с упором на тезис «в Китае теперь везде электрокары, потребление нефти не растёт и особо уже расти не будет, ну всё, приплыли».
Проникая в российское инфополе, этот же тезис обрастает описаниями того, какой пушной зверёк случится с российской экономикой в случае реализации этого сценария.
Спойлер: пушной зверёк случится с российской экономикой, если некоторые наши элитарии всё-таки смогут продавить отмену сделки ОПЕК+, разрыв с Саудовской Аравией и повторение катастрофы 2020 года.
А насчёт будущего электромобилей: вот посмотрите на график “роста” их продаж в Германии (график от Блумберга):
Как только субсидии отменили (а их себе не может позволить продолжать даже бюджет Германии, для которой ЕЦБ может напечатать евро из станка), то сразу падение продаж (после зелёной линии) и сейчас год-к-году минус ~70%. Неудивительно, что немецким автозаводам приходится обсуждать сокращение персонала (это не единственная причина, но одна из значимых). С китайскими продажами будет то же самое.
Экономика — такая штука, она рано или поздно ломает через колено всех, независимо от идеологии, пассионарности, директив Компартии и вообще всего. Так что зверёк скорее придёт к Евросоюзу… Его автопром умрёт намного раньше российской нефтянки. Как там говорил Марио Драги недавно? «Медленная агония»? Да, очень точное описание.
Тем временем цена на подержанные электромобили рушится просто с дикой скоростью. А ведь идиотов предупреждали, объясняли физику процесса – но нет, им “хотелось верить”. Ну вот, и приплыли.
Три года назад мы уже обращали внимание на то, что деградация батарей в электроавтомобилях и стоимость их замены таковы, что некоторые счастливые владельцы Теслы, узнав о стоимости замены батареи, офигивают и взрывают их динамитом.
Это были первые звоночки, теперь явление принимает промышленные масштабы.
Британский Telegraph сообщает, что цены на подержанные электромобили рушатся с дикой скоростью, и продолжают рушиться.
Лизинговая компания British Vehicle Rental & Leasing Association сообщает, что так называемые “операторы флота”, такие, как лизинговые компании, или компании по аренде авто – натолкнулись на большие потери, так как амортизация электроавтомобилей происходит “исключительно быстро”.
А теперь напрягите мозг и вспомните котоламповые рассказы про то, что “в электромобиле нечему ломаться” – чем обосновывали будущую экономию на обслуживании этих тележек. Ну как – вспомнили? Так вот – оказалось, что вас обманули.
Обычно “операторы флота” работают так – покупают новые авто, эксплуатируют три года, после чего продают. Потребитель в эти три года платит компании за аренду авто по формуле, куда заложена ожидаемая амортизация.
Проблема в том, что деградация происходит гораздо более быстро, чем закладывалось. Так, два года назад ожидалось, что остаточная стоимость авто после трех лет эксплуатации составит 60%, однако по факту теперь она составляет лишь 35%, то есть оказалась ниже почти вдвое.
К примеру, если лох купит электроавто за $66К резаной, через три года он сможет его сбыть не за $40K, как ожидалось два года назад, а лишь за $23K. То есть практически за 1/3 цены. Нехилое падение за три года, не правда ли?
Все это привело “операторов флота” к диким убыткам.
Миллионы владельцев электромобилей в Китае столкнулись с заменой батарей. В институте подсчитали, что стоимость замены батареи составляет 88,93% цены нового автомобиля. То есть бессмысленна с точки зрения экономики.
Вдобавок ездить на емобилах тупо неудобно. Вот пример от товарища с Теслой, вчерашний.
Вечером был запас хода около 40 км – как раз достаточно, чтоб спокойно доехать до ближайшего города и там “относительно быстро” зарядиться (что-то в районе 30 минут). Но ночью во Франции случилась российская осень – и температура опускалась примерно до 4-6 градусов. И на утро, о чудо, запас хода остался 14 км. (да-да, батарея себя грела)
Пришлось это дерьмо час от гражданской сети подзаряжать, чтоб доехать до заправочной станции. А на заправочной станции около 20 колонок для заправки. И все заняты, повезло, что один товарищ отъезжал, и мы заехали на его место. Но из-за того, что нагрузка в сети была предельная, заряжалась эта колымага вместо 30 минут где-то около 2-х часов. Все планы на день пошли по известному месту.
Вот оно, светлое зеленое будущее.