Варшава: не идут дела…
Министерство обороны Польши в последние дни потрясли сразу три скандала, связанные с неспособностью этого ведомства провести перевооружение армии, истощённой крупномасштабными поставками киевскому режиму.
Во-первых, полностью провалился план нарастить в стране производство артиллерийских снарядов калибром в 155 мм. Во-вторых, закупленные у Южной Кореи истребители оказались без вооружения. В-третьих, Польша не смогла выполнить взятые на себя год назад обязательства по закупке у США 486 РСЗО HIMARS. Польские политики погрязли в спорах и взаимных обвинениях – нынешняя власть винит в проблемах «оборонки» предыдущее правительство. Между тем, теперешний Кабмин подготовил невиданный по величине военный бюджет – но, судя по всему, столь роскошное «пиршество» для Минобороны государство сможет устроить в последний раз.
На днях польский портал Onet рассказал, как местная компания Nitro-Chem, крупнейший производитель тротила в НАТО, готовилась к запуску производства важнейших для армии артиллерийских боеприпасов калибра 155 мм. В 2022 году руководство этой компании справедливо предрекло, что с активизацией боевых действий на Украине спрос на такие боеприпасы резко возрастет, и их будет трудно купить за рубежом.
На тот момент Польша производила около 6 тысяч 155-мм снарядов ежегодно, а на Украине противоборствующие стороны выстреливают такой запас за несколько часов. Однако, Польша не могла самостоятельно интенсифицировать производство данных боеприпасов, так как не владеет технологией производства корпуса для снаряда, который должен быть специальной формы.
«Несведущему человеку может показаться, что нет ничего проще, чем соорудить стальную оболочку, чтобы наполнить ее взрывчаткой. Между тем, эта оболочка должна быть изготовлена по специальной технологии, которая обеспечит адекватную фрагментацию снаряда на поле боя. Он не может развалиться, скажем, на две-три части. Он должен разделиться на очень много фрагментов, желательно с острыми краями, потому что таким образом он получит наибольшее поле и эффективность поражения. К сожалению, Польша до сих пор не добилась такой технологии, поэтому из-за нехватки времени лучше всего было купить ее за границей», – объясняют в Nitro-Chem.
Тогдашний директор Nitro-Chem Анджей Лысаковский ещё в 2021 году завязал переговоры с Турцией, располагающей необходимой технологией производства корпусов снарядов. Однако потом польское правительство решило переориентироваться на Южную Корею и сделать её своим стратегическим партнером в оружейной отрасли.
Соответственно, Nitro-Chem захотел получить технологию изготовления корпусов снарядов от Hanwha Group – крупнейшего южнокорейского оружейного концерна. Произошёл обмен делегациями, первичные переговоры прошли вполне успешно, оказались согласованы планы строительства совместного предприятия в Быдгоще – и, казалось, всё было «на мази». Но тут в дело вмешалась другая польская фирма Mesko, возглавляемая ставленницей тогдашней правящей партии «Право и Справедливость» Эльжбетой Сренявской. По отзывам польских экспертов, у Сренявской практически не было никакого опыта в оружейном деле. Кроме того, у Nitro-Chem имелось куда больше, чем у Mesko, ресурсов, необходимых для сотрудничества с корейцами по производству снарядов.
Тем не менее, Mesko попыталась перетянуть контракт на себя – причём для этого использовались методы, максимально далёкие от честной конкурентной борьбы. Против директора Nitro-Chem Анджея Лысаковского затеяли интригу, позволившую уволить его по надуманному поводу. Директора обвинили в том, что по его попустительству некто тайком установил в компьютеры фирмы программное обеспечение, предназначенное для слежки за сотрудниками и кражи секретных документов. И хотя потом выяснилось, что это сделал его предшественник (кстати, тоже связанный с «Правом и Справедливостью»), Лысаковского решением наблюдательного совета в одночасье уволили и даже не позволили зайти в свой бывший кабинет, чтобы забрать личные вещи.
А главное, «Право и Справедливость» изначально поставила именно на Mesko. Когда же выяснилось, что эта фирма не сможет своевременно наладить производство снарядов, эту миссию вновь доверили Nitro-Chem. Однако выяснилось, что преемник Лысаковского Рафал Мендлик является человеком бестолковым и бесталанным, не имеющим представления ни об управлении, ни о международных переговорах, ни, собственно, о технологиях. Его рационализаторские предложения оказались попросту опасными. Так, Рафал Мендлик подал в совет директоров компании предложение обогревать завод побочным продуктом производства тротила, так называемой красной водой. Но проблема в том, что «красная вода» – вещество со взрывоопасными свойствами. К счастью для работников предприятия, «рационализация» была отвергнута.
Мендлик полностью провалил возобновившиеся было переговоры с Сеулом и, в итоге, проект по выработке боеприпасов на основе корейских технологий не осуществился ни в Nitro-Chem, ни в Mesko, ни в любой другой польской компании.
К тому же Мендлик помешал воплощению плана увеличения производства снарядов ещё и другим образом. Ещё при Лысаковском в Словакии была закуплена дорогостоящая (за неё пришлось отдать 12 млн злотых) машина Sza 15, предназначенная для заполнения снарядов взрывчаткой. Но для неё требовалось построить специальный цех – на что требовалось изыскать ещё 7,7 млн злотых.
Однако контракт на строительство цеха новый директор тоже сорвал и завязал переговоры с другой фирмой, потребовавшей за строительство цеха уже 8,5 млн злотых. В результате чего ценнейшее оборудование пять месяцев гнило на улице. «Это абсолютно недопустимо! Машина Sza 15 имеет чувствительные электронные узлы и не может подвергаться воздействию погодных условий под угрозой аннулирования гарантии! Находясь на улице, она может просто испортиться!» – негодовали специалисты предприятия.
В итоге, всеми этими делами занялась прокуратура. Заведённое на Рафала Мендлика уголовное производство ведётся по статье, карающей за «нанесение материального ущерба существенных и крупных размеров», что карается лишением свободы на срок до десяти лет. Судебное разбирательство было начато в июле 2024 года и пока находится на начальной стадии. С прессой же, желающей выяснить мотивы его действий, Мендлик общаться наотрез отказывается. Точно так же отказываются от разговора и все остальные члены правления Nitro-Chem.
Наконец, 17 сентября появилась новость о том, что производство артиллерийских боеприпасов калибра 155 мм может начаться в Польше к 2027 году. Это произойдёт в том случае, если консорциум Polska Amunicja (к которому относятся предприятия Grupa WB и Ponar Wadowice, располагающие ресурсами для создания необходимых производственных мощностей) подпишет соответствующий контракт с государственным Агентством по вооружениям. Данный консорциум был создан по национальной программе, утверждённой правительством Польши в 2023 году – специально для производства резерва боеприпасов. Пока что переговоры консорциума с госагентством идут очень трудно – обе стороны вдвигают ряд неприемлемых с точки зрения собеседника условий.
В любом случае, как поляки выяснили на собственном же примере, сотрудничество с южнокорейцами ещё не является гарантией обретения качественной военной техники.
В прошлом году Польша получила из Сеула первую партию в двенадцать учебно-боевых самолетов FA-50, ныне дислоцирующихся на авиабазе в Минске-Мазовецком. Всего страна купила сорок восемь таких машин, призванных заменить старые МиГ-29. Но внезапно выяснилось, что у уже приобретенных и доставленных в Польшу самолетов… отсутствует вооружение!
Нынешние польские власти свалили вину за это на своих предшественников – партию «Право и Справедливость», во времена правления которой и заключался контракт на приобретение FA-50.
«Вероятно, это первые в мире небоевые учебно-боевые самолеты», – иронически поведал парламентариям заместитель министра обороны Цезарий Томчик. Нынче поляки спешно пытаются найти на рынке возможность аренды или приобретения «бэушного» оружия, чтобы снабдить им FA-50. Кроме того, как сказал Томчик, предыдущий министр обороны Мариуш Блащак не нашел 2 млрд злотых на подготовку необходимой для обслуживания FA-50 инфраструктуры – и эту «дыру» тоже приходится как-то затыкать.
Ещё один скандал вокруг польского Министерства обороны связан с запланированной закупкой у США 486 реактивных систем залпового огня HIMARS. По подписанному Польшей и США договору поставки должны были начаться в конце 2025 года. И вдруг Польша «включила заднюю»: оказывается, приобретение такого количества «химарей» ей уже не по карману.
В настоящее время польские вооруженные силы располагают лишь 20 установками HIMARS (полученными по контракту 2019 г. за 414 млн долларов). Зато Варшава уже подписала исполнительные контракты сразу на 290 модулей южнокорейской ракетной системы К239 Chunmoo (Homar-K). Что же касается американский продукции, то, по данным издания Rzeczpospolita, приобретение такого количества HIMARS Варшаве не по карману. Подсчитано, что стоимость этой закупки составит максимум 10 млрд долларов (примерно 40 млрд злотых). Теперь Польша будет вести переговоры о покупке только 126 комплектов HIMARS. Возможно, в Польше решили отказаться от американских ракетных остановок ещё и по той причине, что в случае принятия на вооружение HIMARS Польша будет зависеть от поставок американских боеприпасов к ним. В случае же с закупками Chunmoo, поляки намереваются построить совместный с корейцами завод по производству ракет класса «земля-земля».
Как отмечает политолог-полонист Кристина Исмагилова, главной причиной отказа Польши от американских систем стала всё же нехватка средств в бюджете, уже обременённом другими крупными контрактами: такими, например, как закупка у США 96 вертолетов AH-62 Apache на 10 млрд. долларов. «Однако нельзя исключать, что Штаты надавят на Варшаву, и та хоть частично, но реализует планы по закупке американских реактивных систем залпового огня. Но интересно другое: если правительство Дональда Туска не сможет реализовать соглашение, заключенное ещё их соперниками от "Права и Справедливости", то это даст повод оппозиции обвинить власти в некомпетентности. А в дальнейшем подогреет кризис власти и усилит внутриполитическую рознь среди польских номенклатурщиков», – не исключает Исмагилова.
Интересная ситуация возникла и с военным бюджетом Польши на будущий год – его проект был представлен в конце августа. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с этим документом, которому ещё предстоит пройти согласование в парламенте – рекордные для Польши военные расходы, которые предполагается довести до 4,7% от ВВП (190 млрд злотых или 50 млрд долларов). Для сравнения: в 2023 г. Польша потратила на оборону около 30 млрд долларов, а в 2024 г. – более 40 млрд долларов. Чтобы заранее заткнуть глотки недовольным, польское правительство хочет резко повысить и расходы на здравоохранение.
Но такие траты означают рост дефицита госбюджета – он «распухнет» до 289 млрд злотых (67,3 млрд долларов). Госдолг Польши в 2025 году достигнет 59,8% ВВП (в нынешнем году он составляет 54,6%). Это лишь немногим ниже установленного в Евросоюзе лимита в 60%. Перешедшее в оппозицию «Право и Справедливость» обвиняет своих сменщиков из «Гражданской коалиции» в лицемерии: там в прошлом году увлеченно критиковали «ПиС» именно за раздувание госдолга, а дорвавшись до кормила продолжили эту стратегию с удвоенным рвением. В любом случае, подобное бюджетное «пиршество» государство может позволить себе в последний раз – в следующем году придётся тотально затягивать пояса, дабы не попасть под воздействие контрольного механизма ЕС, предусмотренного для стран, чересчур раздувших свой долг.
30 августа польский министр обороны Владислав Косиняк-Камыш провёл в Вашингтоне встречу с американским коллегой Ллойдом Остином – стороны, как сообщается в пресс-релизе, «обсудили вопросы польско-американского сотрудничества, гарантий безопасности и закупок военной техники». Исмагилова пишет: «Никаких других подробностей встречи не было озвучено, но очевидно, что нереально раздутый бюджет Польши на оборону будет в основном потрачен в США, о чём Косиняк-Камыш наверняка поспешил сообщить Ллойду». Также известно, что в США Косиняк-Камыш присутствовал на презентации первого самолёта F-35, произведённого для Польши – Варшава ещё в 2022 году заключила договор о приобретении тридцати двух этих истребителей-бомбардировщиков пятого поколения за 4,6 млрд долларов.
Между тем недавно глава Украины Владимир Зеленский выразил желание получить истребители МиГ-29, стоящие на вооружении польской армии. На что Косиняк-Камыш ответил, что Варшава уже передала Киеву всё, что могла, а расстаться со своими «мигами» согласится лишь после того, как получит новые боевые самолёты им на замену.
В этом плане риторика польских властей сильно изменилась. «С начала специальной военной операции Польша жертвовала киевскому режиму «в кредит» ради сиюминутных политических выгод и в расчёте на то, что, когда конфликт закончится, ей компенсируют эти дары. Сегодня министр обороны Владислав Косиняк-Камыш заявляет о невозможности передаче Украине польских самолётов МиГ-29, на чём настаивает Киев. Возможно, Варшава могла бы подумать о передаче МиГ-29, однако лишь после того, как сама получит американские F-35. Учитывая, что они прибудут не раньше 2026 года, для киевского режима это равносильно слову "никогда". Это понимают и в Киеве, откуда звучат раздражительные нотки в адрес польских властей», – отмечает политолог Станислав Стремидловский. Данный отказ дополняет картину быстрого охлаждения украино-польских отношений, наблюдаемого в последнее время.